- 17.06.2013
Свободен и трезв
Подобные рекомендации содержатся в проекте постановления пленума Верховного суда России о применении административного надзора. Напомним, подобный порядок появился два года назад: некоторых вчерашних арестантов после освобождения оставляют под присмотром правоохранителей.
Как часто бывает, новый порядок на самом деле не нов. Нечто подобное существовало и в советские годы. Потом пригляд за бывшими арестантами отменили. А людей стали отпускать из тюрьмы буквально в никуда, мол, отсидел – и свободен. Однако срок за решеткой не всегда отбивает вредные привычки. Многие арестанты по выходу из казенного дома вновь берутся за свое. Поэтому правоохранители настояли на возвращении административного надзора.
Сейчас на учете в полиции находится несколько десятков тысяч вчерашних арестантов, которым решено не давать полной свободы. Однако сегодня коренное отличие от советских времен в том, что административный надзор назначается не всем бывшим арестантам скопом, а по усмотрению суда. Кому и как прописывать полицейский контроль на воле, и решил подробно пояснить Верховный суд.
Когда человек находится под надзором, он должен постоянно отмечаться в полиции. А еще суд вправе наложить на человека некоторые ограничения. Как сказано в проекте постановления пленума, исчерпывающий список таких ограничений указан в законе. Поэтому ничего выдумывать суды не вправе. Бывшему арестанту могут запретить, например, посещать определенные места или выходить из дому в темное время суток. “Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, – говорится в проекте постановления, – их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия”. Суд должен присмотреться к человеку: за что судим, как он вел себя за решеткой, есть ли у него семья. Например, продолжает проект документа, если гражданин был осужден за преступление, совершенное в пьяном виде, или в колонии неоднократно получал взыскания за употребление алкоголя, “целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков”. Бары, рестораны, кафе могут оказаться закрытыми для вчерашнего арестанта.
Также пленум Верховного суда России планирует внести поправки в постановление, касающееся рассмотрения дел по изнасилованиям. Предлагается вменять преступнику изнасилование несовершеннолетних только в том случае, если злоумышленник знал или допускал, что жертва не достигла совершеннолетия. В противном случае будет обычное изнасилование, разница только в квалификации – оправдывать преступление никто не будет.
Владислав Куликов, “Российская газета” – Федеральный выпуск №6104