- 26.02.2013
Свободен условно
Освободившихся из мест заключения осужденных будут контролировать более жестко. Речь идет о людях, отсидевших за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе и педофилию. Особенно, если эти бывшие зэки – рецидивисты, то есть, грабившие, убивавшие и насиловавшие не один раз. За такими, с позволения сказать, людьми по закону должен быть установлен административный надзор. Отсидел свое – стань на учет в полиции по месту жительства. Вот только делают так далеко не все, вернувшиеся из мест не столь отдаленных.
Вот почему министр внутренних дел России Владимир Колокольцев решил усилить контроль за этими гражданами. Проект приказа о внесении изменений в порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, опубликован для общественной антикоррупционной экспертизы на сайте МВД России.
Можно не сомневаться, что общественность поддержит такую инициативу Владимира Колокольцева. Не секрет, что многие отсидевшие зэки не прибывают в те города и веси, которые по освобождению объявляют своими местами жительства. И имеют на это право: свободный человек в свободной стране живет, где пожелает. Ну и что, если, выходя из зоны, он объявил, что едет в Волгоград, а затем направился в Рязань? Передумал.
На самом деле, не все так просто. За особо опасными, пусть и отбывшими наказание, но все равно преступниками устанавливается административный надзор. Это значит, что они обязаны зарегистрироваться в полиции и соблюдать определенные правила поведения. Формально, разумеется, они свободны. Но им, в частности, запрещено появляться в некоторых общественных местах. Например, на гала-концертах или стадионах. А осужденным за педофилию – вблизи детских садов, больниц и школ. Понятно, если происходит какое-либо преступление, особенно сексуальное насилие над несовершеннолетним, тем более убийство, сыщики немедленно проверяют своих бывших “клиентов”. И для этих вечных подозреваемых очень важно иметь алиби, обусловленное требованиями административного надзора. Следователь обязан вызвать и спросить его: где ты был после 23.00, когда тебе вообще запрещено выходить из дома?
К сожалению, далеко не всегда вышедшие на свободу граждане регистрируются в полиции. Хотя знают, что обязаны это сделать. Да, есть взаимодействие полиции с сотрудниками службы исполнения наказаний. Но, как это обычно бывает, переписка между чиновниками всегда запаздывает в гонке с реальными событиями. И вдруг выясняется, что буквально вчера вышедший на свободу педофил опять совершил преступление.
Из пояснительной записки к проекту приказа министра известно, что только за девять месяцев прошлого года под административным надзором органов внутренних дел состояло более 34,7 тысячи человек, освобожденных из мест лишения свободы. Из них свыше 14,2 тысячи человек, говоря официальным языком, были осуждены за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном и особо опасном рецидиве преступлений. То есть – почти половина.
Так вот, за неприбытие без уважительных причин уже было возбуждено 442 уголовных дела. В розыск объявлено 233 поднадзорных, из которых 122 были разысканы. Теперь их искать и наказывать будут жестче.
Михаил Фалалеев, “Российская газета” – Федеральный выпуск №6017