Таблетка для маньяка



Министерство юстиции России направило в правительство законопроект, предлагающий поручить тюремному ведомству охрану специальных психбольниц для невменяемых преступников. Впервые порядок надзора в закрытых психушках определит отдельный закон.

Как стало известно "РГ", после принятия закона правительство намерено установить перечень специальных психиатрических больниц с интенсивным наблюдением, которые будет охранять Федеральная служба исполнения наказаний. А минюст утвердит инструкцию, расписывающую режим и порядок охраны подобных заведений. Проект самой инструкции, кстати, уже подготовлен и лишь ждет своего часа.

В силу особенностей отечественной истории вопрос приобретает особый подтекст. Надо ли кому-то напоминать термин "карательная психиатрия"? Поэтому в данном случае велик соблазн порассуждать: не возвращаются ли старые порядки, не будут ли прятать в тюремных психушках инакомыслящих?

Напомним, в советские времена подобные лечебницы находились в ведении МВД, и пилюли больным прописывали доктора в мундирах. Точнее – с погонами под белыми халатами. А угодить в палаты "номер шесть" можно было даже за критику советской власти. Причем такие больницы были хуже тюрьмы. А жили они не по законам – их заменяли различные инструкции и подзаконные акты. Иногда – секретные.

В 1989 году спецпсихушки передали в ведение минздрава. Но и сегодня многие правозащитники опасаются, что та практика не стала хорошо забытой и есть риск возвращения к старым недобрым временам.

Как пояснили корреспонденту "Российской газеты" в минюсте, это не тот случай, когда следует бояться. Сейчас в стране действует семь психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением: в Санкт-Петербурге и Казани, а также в Калининградской, Смоленской, Орловской, Костромской и Волгоградской областях. В этих лечебницах содержатся преступники, признанные судом невменяемыми. Среди них – убийцы, маньяки, людоеды и прочие. Экспертиза сочла их больными людьми, не ведающими, что творят. Но оттого они не стали менее опасными.

Теоретически без охраны спецпсихушки не оставались никогда. По периметру лечебницы охраняли и охраняют подразделения Федеральной службы исполнения наказаний. Но как пояснили корреспонденту "РГ" в тюремном ведомстве, часовые несли службу без оружия, поскольку формально пациенты подобных больниц – не заключенные. Ловить и задерживать, если убегут, можно. Стрелять при попытке к бегству было нельзя.

До 2002 года за внутренним порядком в больницах для маняков следила милиция. Но после посты сняли и даже демонтировали кнопки в коридорах. В итоге подразделения ФСИН отвечают лишь за то, чтобы спецбольные не разбежались. Внутри же забота о буйных пациентах ложится полностью на плечи врачей и санитаров.

Как результат- в психиатрических клиниках специального типа стали вспыхивать бунты и волнения. Увеличилось число побегов, дело доходило и до убийств соседей по палате. Как рассказывали врачи подобных клиник, ситуация сложилась абсурдная. Вооруженный конвой привозил в больницу особо опасного убийцу – в автозаке с решетками, в наручниках. До дверей больницы преступника сопровождал еще и кинолог с рвущей поводок собакой. А в клинике бандита сдавали с рук на руки какой-нибудь бабе Клаве, которая вела его мыть, стричь и переодевать. Конечно, возможно, врачи слишком утрировали: ведь есть еще в психушках и дюжие санитары, о которых ходят легенды. Однако факт остается фактом: с безопасностью в спецклиниках возникли большие проблемы. Охрана сократилась примерно на половину. В результате, по данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, каждый год в подобных больницах случалось более двух тысяч ЧП с нападением на персонал. Один из свежих примеров: недавно в спецбольнице в Смоленской области один из пациентов убил медсестру.

Поэтому минздравсоцразвития выступил с инициативой поручить охрану подобных клиник тюремному ведомству. Соответствующий законопроект был подготовлен совместной рабочей группой ведомства здоровья и минюста. А минувшей весной президент России подписал указ об организации охраны психиатрических больниц специализированного типа, который и предписал законодательно упорядочить вопросы охраны пациентов, находящихся на принудительном лечении.

Как пояснили "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний, для охраны подобных клиник будут созданы отделы при территориальных управлениях ФСИН. Это будут самостоятельные подразделения. Сейчас уже проводится набор личного состава. Охрана будет вооружена. Но, как пояснили корреспонденту "РГ" в управлении охраны ФСИН, порядок применения оружия будет строго регламентирован и ограничен. Кроме того, тюремщики установят и специальную технику: видеокамеры, сигнализацию и так далее. Все – по новейшим технологиям.

В вузах тюремного ведомства появятся специальные курсы для тех, кому предстоит служить в психушке. А правительство расширило штаты тюремного ведомства примерно на 1300 человек и с будущего года увеличило финансирование. Особо отмечается, что вопрос о передаче психиатрических лечебниц в ведение ФСИН даже не поднимается. Главными там по-прежнему будут гражданские врачи. А вот в самом перечне спецклиник возможны изменения. Дело в том, что сегодня Сибирь и Дальний Восток не имеют особых стационаров. Опасных больных приходится везти в европейскую часть России. Как сообщили в Центре имени Сербского, в следующем году, скорее всего, откроется специализированная психиатрическая больница в Новосибирске. Она уже построена, но до сих пор не хватало средств на соответствующее техническое оснащение забора вокруг клиники. Читай – ту же охрану. По замыслу эта больница будет лечить маньяков Сибири и Дальнего Востока. Но для этого она должна войти в правительственный перечень и получить охрану ФСИН.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №4707 от 16 июля 2008 г.