Тебя не бросят



Когда недавно вся страна наблюдала за драмой маленького Глеба Агеева, многие граждане с удивлением обнаружили, что в нашем законодательстве есть целый пласт законов о защите детства, знать которые нелишне каждому.

Публикуемое сегодня правительственное постановление о некоторых вопросах опеки и попечительства является подзаконным актом, принятым в соответствии с Законом "Об опеке и попечительстве" и уточняющим порядок действия его положений.

Например, одна из наиболее революционных норм нового закона дает право заниматься поиском детей, оставшихся без родительской заботы, и подбирать для них опекунов не только органам опеки и попечительства (ООП), как было раньше, но и учреждениям других ведомств и даже негосударственным структурам. А вышедшее постановление утверждает Правила, по пунктам регламентирующие, в каких случаях и на каких условиях эти функции ООП могут передаваться таким организациям, и определяют рамки, в которых они могут действовать.

Закон "Об опеке и попечительстве" вступил в силу 1 сентября прошлого года. Но еще на стадиях его разработки и последующих прохождений в парламенте у него были как защитники, так и противники. Много споров, в частности, шло о необходимости сделать законодательной нормой профессиональное сопровождение – социальное, педагогическое, психологическое и т.д. – семьи, где воспитывается опекаемый ребенок. Норма эта в закон не вошла. Оправдались ли надежды сторонников более решительного реформирования системы опеки на последующие за законом подзаконные акты? На этот вопрос отвечает известный правозащитник, эксперт Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Борис Альтшулер:

– Во-первых, я бы сразу отметил: то, что профессиональные организации теперь допущены к делам опеки на законных, что называется, основаниях, – это огромное достижение. Утвержденные правительственным постановлением Правила подтверждают и необходимость обязательной специальной подготовки будущих опекунов, приемных родителей, что, конечно, также является большим шагом вперед. Все это просто здорово! Однако сильно смущает формулировка документа, по которой органы опеки и попечительства могут привлекать профессиональные организации в том случае, если сами не справляются: "…В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей". А значит, могут и не привлекать?

Нормы, обязывающие управленцев ООП, работающих, как и положено, в основном "по документам", привлекать профессионалов, отсутствуют. А закон и только что утвержденные Правила, хотя и дают возможность привлекать профессионалов, недопустимо ограничивают их функционал. Исключают, например, из него работу по первичной адаптации опекунов и ребенка. Но этот самый начальный этап совместной жизни, взаимопривыкания ребенка, вошедшего в семью, и ее членов бывает для всех них очень трудным.

Правда, Правила – спасибо их разработчикам из министерства образования и науки! – допускают возможность для профессиональных организаций обследовать любые семьи, в отношении которых поступила тревожная информация. Но и – всё! Дальнейшие их действия по защите ребенка должны быть "как всегда": информирование ООП о проблемной семье с последующим отобранием у нее ребенка.

Таким образом, закон об опеке и новые, к сожалению, ограниченные его требованиями Правила работают на консервацию существующей системы. Не способной к восстановительному взаимодействию с неблагополучными семьями ради их сохранения. Сохранения ради детей.

Галина Брынцева, "Российская газета" – Федеральный выпуск №4918 (94) от 27 мая 2009 г.

ЧИТАТЬ Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации