- 03.04.2013
Тимуровцы тринадцатого года
И пока они преодолевают свою “трудную жизненную ситуацию”, малыши останутся дома, рядом, если, конечно, будет положительная динамика. Об этом говорится в доработанном законопроекте “Об основах социального обслуживания населения в РФ”. Правительство уже одобрило его для внесения в Госдуму.
В документе впервые заложены принципы социального сопровождения – от профилактики трудной жизненной ситуации до вывода из нее. “Это гигантский шаг вперед для России, – считает участник рабочей группы, зампредседателя комиссии по социальной политике Общественной палаты Борис Альтшулер. – Вместо того чтобы отбирать ребенка у плохих родителей, разрушать семью, пап и мам постараются привести в чувство”.
Помимо так называемого “социального сопровождения” трудных семей, в документе также говорится и о традиционной помощи нуждающимся пенсионерам, инвалидам и малообеспеченным. Этого закона ждут 34 миллиона россиян, оказавшихся “в трудной жизненной ситуации”. Он должен заменить действующие законы, которые давно устарели. По данным минтруда, только на стационарное обслуживание для престарелых очередь составляет около 17 тысяч человек, 30 тысяч ждут устройства в психоневрологический интернат. А с жалобами на надомное обслуживание в органы соцзащиты ежедневно обращаются тысячи пожилых людей и инвалидов.
В законопроекте дается перечень критериев, которые могут служить основанием для того, чтобы человек считался попавшим в трудную ситуацию. Это частичная или полная утрата способности к самообслуживанию, социально опасное положение, отсутствие попечения у несовершеннолетних, наличие в семье инвалидов, отсутствие определенного места жительства. Для каждого нуждающегося в социальной помощи должна быть разработана индивидуальная программа. Правда, порядок признания человека попавшим в трудную ситуацию будут определять регионы. Они же смогут устанавливать и размер платы за такие услуги “с учетом своих финансовых возможностей”.
Платить, впрочем, придется не всем гражданам, а только тем, чей доход выше среднедушевого в регионе, или проживающим с родственниками, которые могут ухаживать за человеком, но почему-то этого не делают.
Это не значит, что закон вводит платность услуг, и то, что раньше было бесплатным, станет платным. Наоборот, получателей бесплатных услуг станет больше, уверены авторы проекта. Например, сейчас в стационарах для пожилых людей деньги с постояльцев берут только за коммуналку, питание, инвентарь – до 75 процентов пенсии. То же самое останется и при новом законе, единственное, в случае, если доход человека будет выше полутора прожиточных минимумов, он сможет заказать себе дополнительные услуги или улучшенные условия проживания, оплатив их. Но в любом случае получателю услуги, то есть старику или инвалиду, придется составить договор с поставщиком. Исключение – срочные случаи.
По задумке разработчиков документа, за оказание социальных услуг активно возьмется мелкий и средний бизнес, а также негосударственные организации. “Мы стараемся прежде всего вовлечь в сферу оказания услуг именно некоммерческие организации. Они могут быть поставщиками услуг, а их расходы в той или иной степени может оплачивать государство. Поэтому, если сети государственных учреждений не хватает или кто-то выполняет эту работу лучше, мы даем право бюджету региона выделять негосударственному сектору средства на оказание услуг”, – заявил ранее “Российской газете” замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
В России 5 тысяч социальных учреждений, они оказывают помощь более чем 18 миллионам человек. В стационарах живут 370 тысяч человек, 1,4 миллиона человек получают услуги на дому.
“Российская газета” – Федеральный выпуск №6047