- 10.09.2015
Требования к кандидатуре Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка могут ужесточить
В России может появиться специальный закон, регулирующий порядок назначения на должность и деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В том числе планируется прописать его задачи и компетенцию. Соответствующий законопроект1 был внесен на рассмотрение Госдумы членом Совета Федерации Константином Добрыниным.
Напомним, что должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка была учреждена в 2009 году указом Президента РФ Владимира Путина (Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986). В настоящее время эту должность занимает Павел Астахов.
Автор документа предлагает установить предельный срок, в течение которого уполномоченный сможет занимать свою должность, – пять лет. При этом предполагается, что одно и то же лицо не может быть назначено на эту позицию более двух сроков подряд. Ранее эти условия законодательством не были регламентированы.
Планируется установить, что претендовать на должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка может исключительно гражданин России не моложе 30 лет, имеющий высшее образование.
В число задач уполномоченного могут войти:
защита прав и законных интересов детей на территории России и детей, один или оба из родителей которых являются гражданами России, на территориях иностранных государств;
осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления;
участие в формировании и реализации государственной политики в области защиты прав и законных интересов детей и т. д.
Компетенция детского омбудсмена также прописана в законопроекте, в круг его полномочий предлагается включить:
рассмотрение жалоб, касающихся обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, направленных гражданами России и находящимися на ее территории иностранными гражданами. При этом может ли уполномоченное лицо принимать в работу жалобы от организаций и госорганов, в документе не уточняется;
принятие решений о рассмотрении или отказе в рассмотрении жалобы заявителя в течение 10 дней со дня ее поступления (на уведомление заявителя о принятом решении отведено три дня). При этом Уполномоченного могут обязать уведомлять заявителя о ходе работы по жалобе не реже одного раза в два месяца;
публикация информации о рассмотрении жалоб граждан на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (www.rfdeti.ru) и т. д.
При этом, согласно законопроекту, в целях выполнения своих задач детский омбудсмен наделяется некоторыми правами. Планируется, например, что он сможет давать заключения на проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие права и законные интересы детей. Сегодня Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка также имеет определенные права, они были закреплены за представителем данной должности в 2011 году (Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 378-ФЗ). Тогда, в частности, было установлено, что омбудсмен может получить по своему запросу доступ к сведениям о регистрации актов гражданского состояния и информации из банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Причину разработки законопроекта его автор объясняет необходимостью восполнения правового пробела в регламентации деятельности детского омбудсмена. Из-за того, что не решены некоторые вопросы в отношении Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (например, не определены его задачи и компетенция) на практике существует ряд проблем. В частности, возникает неопределенность в отношении порядка рассмотрения обращений граждан уполномоченным. Так, на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (www.rfdeti.ru) граждане в настоящее время не могут подать жалобу непосредственно федеральному Уполномоченному по правам ребенка – можно обратиться только к уполномоченному по конкретному региону. При этом в некоторых регионах России такая должность отсутствует. Предполагается, что принятие закона на основе указанного законопроекта позволит повысить эффективность работы детского омбудсмена.