- 28.02.2017
У полицейских появились ведомственные «омбудсмены»
С начала этого года защитники трудовых прав полицейских появились в Московском университете МВД, в отделах полиции на столичном метрополитене и в нескольких управлениях ведомства в Москве и других городах. Они направляют начальству претензии относительно неоплачиваемых переработок и нарушения прав на отдых. А в случае игнорирования представлений будут обращаться в суд. При этом уполномоченных не могут уволить без согласования с профсоюзом.
Председатель Московского межрегионального профсоюза полиции Михаил Пашкин рассказал «Известиям», что сейчас работают пять уполномоченных по охране труда в управлении внутренних дел по Северному округу Москвы, в управлениях МВД по городу Лобне и по Липецкой области, в девятом отделе полиции на Московском метрополитене и в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя. Все они состоят в профсоюзе.
Уполномоченные следят за соблюдением федерального закона «О полиции» и исполнением приказов министра МВД РФ. Если трудовые нормы не обозначены в этих документах, то опираются на Трудовой кодекс России.
— Наши уполномоченные должны исполнять свои непосредственные трудовые обязанности, но у них есть своего рода иммунитет: их не могут уволить или наказать без согласования с профсоюзом, — пояснил Михаил Пашкин. По его словам, профессиональный союз недавно отстоял права уполномоченного УМВД по Липецкой области, местного участкового. Руководство обязало его работать не на одном участке, а сразу на трех, и он не справился. Однако в ходе разбирательства выяснилось, что участкового нагрузили дополнительной работой без соответствующего приказа и компенсации. А значит, наказывать его было не за что.
По словам Михаила Пашкина, положение об уполномоченных по охране труда профсоюз разработал в декабре 2016 года. Правомочность этой инициативы он объясняет, ссылаясь на федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также на Трудовой кодекс РФ, в котором предусмотрено, что профсоюзы могут контролировать соблюдение трудового права и выполнение условий коллективных договоров.
— С руководством МВД мы свою инициативу не согласовывали, в этом нет смысла. Всё прописано в законах, — заявил Михаил Пашкин.
Уполномоченный по охране труда в Московском университете МВД Азат Гайфуллин работает в учреждении инспектором отдела анализа и контроля за качеством учебного процесса. Он рассказал, что решил защищать права коллег, после того как сам столкнулся с произволом со стороны начальства. Четыре года назад его привлекли к административной ответственности за нарушение санитарных норм и правил охраны труда. Через суд он доказал свою невиновность.
— Я обращался к начальству, пытался всё объяснить, но не получил поддержки. А когда решил обжаловать штраф, меня предупредили, что уволят, — рассказал Азат Гайфуллин. После этой истории он вступил в профсоюз сотрудников полиции. Получив в конце 2016 года статус уполномоченного, он уведомил об этом начальство. Но пока никакой реакции не последовало.
— Я первый уполномоченный по труду в нашем университете. Думаю, руководство пока не знает, как реагировать, — предположил полицейский-правозащитник. Он уже подготовил предложения по совершенствованию работы университета. Для начала Азат Гайфуллин планирует поднять вопрос вакантных должностей, информация о которых почему-то не публикуется на сайте университета. А тем временем штатным сотрудникам приходится выполнять дополнительную неоплачиваемую работу.
Михаил Пашкин отметил, что в случае игнорирования руководителями уполномоченного по охране труда профсоюз будет обращаться в суд. Однако эксперты отмечают, что совсем не факт, что его решение будет в пользу профсоюза.
— В суд может обратиться любой человек по любому поводу. Чтобы работодатель не игнорировал профсоюзы, государство должно делегировать им конкретные полномочия. Сейчас же уполномоченные по охране труда могут только донести до работодателя свои предложения, — объяснила профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина. Она напомнила, что в СССР была другая практика: государственные и кооперативные учреждения были обязаны учитывать решения профсоюзов.
Несмотря на рекомендательные полномочия защитников трудовых прав, представители общественных организаций при МВД РФ видят в их появлении только плюсы.
— Полицейские должны получать достойное денежное содержание, иметь право на отдых и возможность вовремя питаться. Так что уполномоченные по охране труда — это абсолютно нормально, и их появление может только приветствоваться, — сказал глава общественного совета при МВД РФ Анатолий Кучерена.
Член расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел при МВД Семен Лебедев тоже поддержал инициативу профсоюза.
— Полицейский — это главный защитник населения от преступников, главный гарант общественной безопасности. Однако зачастую он сам не защищен, постоянно находится в агрессивной среде. В профессиональной деятельности — от противодействующих ему преступников, в рабочих условиях — из-за прессинга начальства, в собственной семье — из-за упреков близких по поводу постоянного невнимания к ним из-за загруженности работой. Не говорю уже о крайне неадекватном социальном пакете для профессионала, готового ежедневно идти под пули ради безопасности окружающих, — сказал Семен Лебедев.
Министерство внутренних дел России от оценки инициативы профсоюза воздержалось. В пресс-центре «Известиям» сообщили, что никаких документов об уполномоченных по охране труда в ведомство не поступало.
Экс-руководитель пресс-центра МВД РФ, полковник внутренней службы в отставке Олег Ельников считает, что уполномоченные по труду не нужны.
— Добросовестные сотрудники крайне редко попадают в нехорошие ситуации, а если это и произойдет, то не нужно забывать, что большинство полицейских — юристы и знают, как защитить свои интересы, — сказал Олег Ельников.
Он подчеркнул, что в органах есть целый ряд должностей, занимая которые работать по нормам Трудового кодекса невозможно (весь оперативный состав, дознаватели, участковые). А если полицейский считает, что его права нарушены, то может сам обратиться в суд.
Наталия Беришвили, Известия