Убить учительницу



Решил школьник, получивший "неуд" по физике. Когда выпускнику 11-го "В" Жене Агеенко читали приговор, он нервно вскинул голову и посмотрел на родителей. Он не верил, что суд может дать ему почти что максимальный срок – 4 года колонии. Ведь он же объяснил, что не хотел убивать Ларису Валентиновну. Думал отправить ее на больничный, чтобы появился шанс с другим преподавателем исправить "двойку" за год.

Можно ли поверить в эти объяснения? Ведь 5 мая этого года Женя с остервенением не раз и не два ударил ножом свою учительницу. Пробил легкое, желудок и почки.

Что же на самом деле должно было случиться между учеником и преподавателем, чтобы дошло до поножовщины?

В этом лопоухом парне многие узнают себя. Да вы вспомните: вот она, строгая училка (физичка-историчка – не важно): на затылке пучок, на носу – очки; губы красить нельзя, без галстука на урок не приходи. А уж если не знаешь ее предмет как минимум на "шесть с плюсом" – хоть волком вой. А ты не знаешь. Потому что не дается или просто учить неохота. А она требует. А дома – родители.

Для Жени Агеенко такой учительницей стала Лариса Валентиновна Фисенко – строгий преподаватель физики с более чем 20-летним стажем. С учеников требует знания предмета. Не терпит разгильдяйства и неряшливого вида. Такие, как она, есть в каждой школе. Вы свою "Ларису Валентиновну" сильно любили?

– О ней ничего хорошего сказать не могу, – вспоминает ученик Фисенко, майор милиции Сергей Макаров. – Она таскала учеников за волосы, оскорбляла учителей. Помню, меня била линейкой по голове.

А педагоги – берут пример, относятся подчеркнуто уважительно.

– Лариса Валентиновна всегда идет навстречу ученикам, – рассказывает ее коллега, тоже учительница физики. – Она сидит с ними допоздна, помогает отстающим. Лариса – это огонек, который зажигает детей. В ее классах всегда были способные ребятишки, которые на олимпиадах давали фору детям из лицеев и гимназий.

У Ларисы Валентиновны были любимые ученики, это правда. Они засиживались подолгу в ее лаборантской. Фисенко устраивала выезды в театр и походы на лыжах. Это она воспитала сотни отличников, которые, поступив в вузы, говорили ей спасибо.

А Женю Агеенко она не любила. Да в общем-то и он не подарок. В школу N 57 парень пришел в 8-м классе – в предыдущей школе не нашел общего языка с одноклассниками.

– Он мог песни во время урока петь или гулять по классу, – рассказывает одноклассник Агеенко, Саша Афанасьев. – Вопросы учителям дурацкие задавал про секс. А они смущались. А так в принципе он мальчишка не агрессивный. Его даже ученики младших классов обижали. В общем, никакой из него лидер.

Лариса Валентиновна сейчас работает в той же школе. Разговаривать со мной она старается очень сухо:

– У Евгения не было никакой базы по физике. Чтобы подтянуть его до уровня сильного класса, я принимала меры. Мальчику были назначены дополнительные занятия, но он на них не приходил.

В 10-м классе Женя вообще перестал реагировать на замечания Фисенко. Школьную форму забросил подальше в шкаф, приходил на занятия в джинсах и оранжевой толстовке. Все это Лариса Валентиновна считала возмутительным. Женю выгоняла с уроков.

– Фисенко говорила Женьке, что он дурак, могла дать подзатыльник, – вспоминает его одноклассник Павел.

Урок выживания

Однажды в лаборантской Ларисы Валентиновны пропал решебник по физике. "Кто мог умыкнуть?" – думала физичка. На уроке она при всех назвала Женю вором и в очередной раз выгнала за дверь. Крал Агеенко книгу или нет – неизвестно, решебника у него не нашли. Но получается-то: обвинили ни за что.

Противостояние физички с учеником росло. Во втором полугодии 11-го класса Женя уехал со школьной театральной труппой на конкурс. Чтобы дети не отставали, их заставили сдавать зачеты во время поездки. Несколько недель в свободные от спектаклей часы с ними занимались учителя, которые их сопровождали.

Вернувшись в школу, Женька привез свою ведомость. Документ пестрил "четверками" и "пятерками". Да-да, по физике. Все шло к тому, что злополучную "двойку" за четверть на основании этих отметок исправят.

Но! Фисенко так и не выставила в журнал "четверки" и "пятерки".

– Я не видела этой ведомости. Классный руководитель не подошла ко мне и даже не показала оценок, – оправдывается теперь учительница.

– Ну что вы, мы с завучем показали отметки Агеенко Ларисе Валентиновне. Но она просто не выставила их в журнал, – уверяет классный руководитель Зинаида Нурдинова. Вчера она вместе с родителями Жени была на суде и поддерживала парня как могла.

Судя по всему, Ларисе Валентиновне Фисенко, опытному педагогу, просто не хочется признаваться: в журнал оценки нелюбимого ученика она не выставила из принципа.

А парень был на грани отчаяния. Знали ли об этом его родители, особенно мама Жени – психолог, преподаватель Иркутского государственного педагогического университета?

– У меня гипертония, Женя об этом знал и не хотел расстраивать меня. Парень замкнулся, – говорит мама Жени Вера Андреевна. Масштаба конфликта она не знала.

Короче, Женька был вроде бы среди людей, но все равно что на необитаемом острове. Ему никто не объяснил, что придуманный им способ выйти из лабиринта – просто чудовищный.

– Однажды он мне сказал, что если бы у него был динамит, то он взорвал бы Ларису Валентиновну, – вспоминает одноклассник Саша Афанасьев. – На это я ему в шутку ответил, что у меня есть динамит и он может его купить. Женька принял эти слова всерьез и стал меня просить, чтобы я ему его продал. Но тогда я над этим просто посмеялся. Все знали, что Женька часто мелет всякую чушь.

А оказалось, Агеенко говорил серьезно.

"Он шел меня убивать!"

Жене светила "пара" за год, которая могла бы капитально подпортить его аттестат. 4 мая он названивал учительнице, просил дать ему еще раз возможность пересдать "двойку".

– Я ему тогда сказала, что он может прийти на пересдачу, но к ней нужно серьезно подготовиться, – вспоминает Лариса Валентиновна. – Евгений согласился.

Утром 5 мая она вышла на работу, как обычно, в половине седьмого утра. Сердце ее нервно стукнуло от неожиданности: у подъезда Фисенко встречал "любимый" ученик.

– Я стала его спрашивать, что он здесь делает. Он ответил, что ждет меня. Я сразу же почувствовала что-то неладное, постаралась перевести разговор в шутку. Сказала ему, что если он пойдет в школу, то будет у меня первым на зачете. Но он требовал поставить ему "тройку". Я ответила, что даже "тройку" нужно заслужить.

Фисенко не сказала ничего из ряда вон выходящего. Эти слова мы слышали от педагогов не раз. Она и не ждала такой реакции.

А все случилось очень быстро – в считанные минуты. Евгений повалил учительницу на землю. Он с остервенением бил ее ножом: проткнул легкое, диафрагму, желудок. Вспоминая об этом, бедная Лариса Валентиновна не может справиться с эмоциями.

– Женя прижал меня коленкой, – плача рассказывает она. – Я не могла освободиться. Кто-то, наверное, тогда его спугнул, и он убежал. Оставить меня в живых он, думаю, не мог. Ведь он шел меня убивать.

Ларису Валентиновну Женя оставил на земле в луже крови. Как ни в чем не бывало отправился в школу. Хладнокровно жаловался учителям, что пришел сдавать зачет, а преподавателя нет, как же так?

А израненная учительница из последних сил ползла обратно домой. Ее перепуганные родные вызвали "скорую".

– Я к школе подходила, когда мне дочь Ларисы позвонила и сказала, что маму порезал наш ученик Агеенко, – вспоминает учительница истории Альбина Маргазова. – В ужасе я забежала в школу. Смотрю, в кабинете физики сидит Евгений. Я подбежала к нему и говорю: "Женька, что ты натворил? Сдавайся в милицию!" А он мне, так нагло покачивая головой, отвечает: "Ай-яй-яй, за подружку свою испугались"? Я тогда враз обомлела. У него на лице не было даже тени раскаянья.

Следователи допрашивали парня 8 часов. Он ни в чем не признавался. Это уж потом понял, что лгать бессмысленно, слава богу, врачи спасли жизнь Ларисе Валентиновне.

Казнить нельзя помиловать

Пока шло следствие, Женя сдал экзамены уже в третьей школе и поступил в кулинарное училище. Там он, по словам классного руководителя, учился на "четыре" и "пять". Кто виноват, что следующие 4 года Женя проведет не в училище, а на зоне?

– Мы будем бороться за своего сына, – говорит мама Вера Агеенко. – Учительница довела ребенка. Конечно, сын совершил ужасное преступление. Но для него это был шаг отчаяния. Мне хочется предупредить родителей, чтобы они берегли детей от таких Фисенко.

Некоторые школьные педагоги, обсуждая эту историю в учительской, винят во всем Ларису Валентиновну. И это обвинение им уже аукнулось по полной программе. Оправдав Женю, они показали остальным ученикам: отомстить педагогу за "двойку" можно. Те смекнули моментально. В школе начался откровенный шантаж.

– Мне лучшая ученица 11-го класса сказала, что наймет друзей-наркоманов и меня убьют, если я не поставлю "пятерку", – жалуется учитель немецкого языка Вера Кузьмина. – Другой ученик пригрозил учителю математики, что за плохие отметки умоет его кровью. Мы боимся учить этих детей.

А Лариса Валентиновна после всего пережитого так и осталась верна принципам: "Нельзя потакать учащимся, если в моей работе возникнет подобная ситуация, то я также не пойду на компромисс".

Анастасия Арефьева (Иркутск), "Известия"

http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3111665/