По сути это детальная регламентация работы той категории полицейских, которая наиболее ближе и чаще соприкасается с нами. Причем поводов для общения у современных «Аниськиных» с жителями своего участка гораздо больше, чем у патрульных, гаишников или тем более сыщиков уголовного розыска: опер приедет только в случае совершения преступления, например, кражи или, не дай бог, убийства.
А участковый может побеседовать с жильцами и по более «мелким» вопросам. Допустим, жена пожалуется на пьяницу-мужа или соседи сообщат, что за стенкой живет полтора десятка гастарбайтеров. Кстати, и участие в раскрытии краж и убийств тоже с участковых не снимается.
Ведь кто лучше участкового знает все ходы и выходы, жильцов, местных пьяниц и наркоманов, судимых и даже бомжей?
Вот эта «многостаночность» зачастую служила причиной, особенно в последние 10 — 15 лет, когда специальность участкового уполномоченного перестала пользоваться, мягко говоря, популярностью у сотрудников органов внутренних дел. Люди просились на любые должности, кроме этой.
Нынешний документ как раз и уточняет — до мелких деталей — права и обязанности участковых уполномоченных. Что важно, несмотря на гигантский объем задач, который обязаны решать эти сотрудники, лишнюю нагрузку наконец-то с них снимут. В своем приказе министр недвусмысленно потребовал «исключить привлечение участковых уполномоченных полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции».
И многое другое, если не облегчающее, но значительно помогающее в службе, прописано в документе. Например, что должно быть в служебном кабинете — вплоть до скрепок и туалетного мыла. А ведь совсем недавно далеко не у всех «домашних полицейских» были служебные телефоны, не говоря уже о компьютерах. Министр потребовал обеспечить участковых — особенно сельских — служебным транспортом и мобильной связью. И обязал сотрудников регулярно сообщать о своем местонахождении начальству, когда приходится выезжать в отдаленную местность. Даже визитками участковый должен быть обеспечен, чтобы информировать о себе жителей. А чтобы все эти требования не были голословными, они в приказе адресованы руководству тыла министерства.
Судя по наставлению, участковый уполномоченный остается ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей профилактику правонарушений и преступлений. Опять же, без участкового практически невозможно расследовать преступления и обеспечивать безопасность массовых мероприятий, даже антитеррористическую защищенность отдельно взятого дома.
Например, в прямых обязанностях участкового — составить паспорт своего участка. Это значит, что должно быть в деталях изучено каждое здание, каждый перекресток, офис, магазин, бензоколонка, мастерская, складское помещение. Участковый обязан знать чердаки и подвалы, общие и платные парковки, мусорные свалки, парки и детские площадки. И указать наиболее уязвимые места, где может произойти теракт, техногенная катастрофа, стихийное бедствие. Не говоря уже о возможности совершения уголовных преступлений — уличных грабежей и разбоев, хулиганства. Скажем, он вполне может подготовить представление для местной администрации, чтобы установили в темном переулке дополнительные фонари и видеокамеры — одно это может отпугнуть уличных бандитов.
Михаил Фалалеев, «Российская газета» — Федеральный выпуск №6041