В Казани автобус насмерть сбил студентку, но водитель до сих пор не наказан



alttext

Екатерина Титова

В Казани водитель автобуса более полугода назад насмерть сбил 18-летнюю Екатерину Титову. Девушка скончалась по дороге в больницу. Студентка переходила дорогу на зеленый сигнал светофора, а водитель пытался проскочить на красный. Полиция отказала в возбуждении уголовного дела, сославшись на то, что водитель не мог остановиться и пешеход сама виновата. В конце апреля прокуратура отменила это решение. Однако родные погибшей жалуются, что расследование так и не сдвинулось с мертвой точки.

Через дорогу от дома

Студентка Екатерина Титова была виолончелисткой молодежного оркестра Татарстана, в роковой вечер 2 ноября 2018-го она шла на репетицию в здание Университета управления ТИСБИ на улице Муштари. Старший брат Александр Титов рассказывает РИА Новости, что Катя хорошо знала этот маршрут. Она жила рядом с вузом, пересекала тот пешеходный переход по несколько раз в день. Когда вечером второго ноября, дождавшись зеленого сигнала светофора, девушка вышла на дорогу, ее сбил автобус марки “НефАЗ”, следовавший по маршруту № 29.

“Катя осталась лежать без сознания. Ей пытались помочь прохожие, вызвали скорую помощь. Медики приехали быстро, но спасти сестру не смогли. Она скончалась в машине”, — продолжает Александр. Судмедэксперт написал в заключении, что смерть наступила в результате “тупой сочетанной травмы тела, осложнившейся шоком, отеком головного мозга и легких”.

Полицейские оперативно допросили очевидцев, водителя автобуса, просмотрели видеозаписи с видеорегистратора. Уже утром следующего дня пресс-служба УМВД по республике опубликовала короткий релиз на сайте, где было сказано: 30-летний Тарас Гасиев (имя изменено. — Прим. ред.), находившийся за рулем автобуса, по предварительным данным, выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора и сбил человека в нарушение ПДД. Впрочем, уголовное дело возбуждено не было. А еще через месяц родным сообщили, что состава преступления нет.

“Заботился о пассажирах”

В распоряжении РИА Новости есть материалы проверки, в том числе и показания Гасиева. Сначала он объяснял свои действия тем, что хотел проскочить на желтый, поэтому не снизил скорость, а когда увидел Катю, тормозить было поздно.

“Ехал со скоростью примерно 45 километров в час. Приближаясь к перекрестку Бутлерова — Маяковского, увидел мигающий зеленый сигнал светофора, но решил продолжить движение с той же скоростью, чтобы успеть проскочить. На перекресток автобус выехал уже на желтый сигнал светофора, а в момент его пересечения загорелся красный. Проехав перекресток, почувствовал удар в правую переднюю часть автобуса”, — записано в показаниях Гасиева. В дальнейшем он стал говорить, что заботился о жизни пассажиров, поэтому не мог экстренно затормозить на стоп-линии.

Свое заключение дал и эксперт-автотехник: по его мнению, Гасиев не имел технической возможности резко затормозить у стоп-линии — в таком случае стоящие в салоне автобуса пассажиры могли получить при падении травмы.

Соответственно, в действиях водителя “с технической точки зрения” несоответствий требованиям ПДД “не усматривается”. ДТП произошло по неосторожности пешехода, которая “при включении зеленого сигнала светофора, не убедившись в безопасности и не оценив расстояние до приближающегося автобуса, приступила к пересечению проезжей части”, подытожил эксперт.

Сама виновата

Родные погибшей обжаловали отказ в прокуратуре. “На какой сигнал светофора тогда можно ходить пешеходам в Казани: на красный — нельзя, на желтый — нельзя, на зеленый теперь тоже нельзя?” — возмущаются они.

Брат Александр с адвокатом провели собственное расследование и выявили в материалах дела ряд неточностей. “Во-первых, эксперт вышел за пределы своей компетенции: его не просили характеризовать действия пешехода, только водителя. Тем не менее он описал поведение Кати, никак не учитывая всех обстоятельств ДТП, и сделал выводы, которые в дальнейшем послужили основанием для отказа в возбуждении дела”, — подчеркивает брат.

Изучив все результаты проверок, показания водителя и записи с видеорегистратора, Титов вернулся на место трагедии и восстановил хронологию того вечера до мелочей. “Гасиев подъезжает к перекрестку при мигающем зеленом сигнале светофора. Автобус ускоряется, выкатывается на стоп-линию уже на желтый сигнал. Первый перекресток Гасиев пересекает на красный, а на втором сбивает Катю. Автобус тащит ее на себе 17 метров, останавливается через 45 метров. Водитель сам поставил себя в такие условия, при которых был не в состоянии остановиться перед стоп-линией, хотя у него была такая возможность”, — уверен Александр Титов.

Прокуратура с доводами семьи согласилась. В декабре началась новая доследственная проверка, которая затянулась на полгода. Отчаявшись добиться справедливости, брат погибшей рассказал об этой истории в соцсетях.

“Я пишу и делюсь этими событиями, потому что хочу привлечь внимание общественности. Нельзя убивать людей. Нельзя. А если убил — должно быть наказание за убийство. Только неминуемость наказания может повлиять на массовую психологию других водителей, которые, в частности, тоже намереваются проскочить. Полгода назад умерла моя сестренка — завтра это (не дай бог) может быть ваш близкий человек”, — написал он 2 мая на своей странице в фейсбуке.

Кроме того, молодой человек утверждает: следователь “навязчиво” предлагал ему встретиться с водителем автобуса. “Зачем — непонятно. И водитель сам через разных лиц пытался с нами связаться, но мы отказались от какого-либо общения и встречи”, — отметил Александр. Он также уточнил, что ни представители компании-перевозчика, ни местные власти не выразили соболезнования, не предложили никакой помощи и даже не извинились.

Все дело в пробелах

РИА Новости обратилось за комментарием в ГСУ МВД по Республике Татарстан. В пресс-службе ведомства сообщили, что 29 апреля принято решение о возбуждении уголовного дела. Однако от подробных комментариев отказались и предложили оформить официальный запрос, согласованный с пресс-центром МВД России.

В свою очередь, Александр Титов заверяет, что на момент публикации поста в соцсетях он ничего не слышал об этом решении, в противном случае не стал бы предавать семейную трагедию огласке.

Источник РИА Новости в правоохранительных органах Казани разъяснил: несмотря на возбуждение уголовного дела, водителя все равно не смогут привлечь к ответственности, поскольку для этого нет оснований.

“Есть статья 264 УК “Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека”. Но Гасиев действовал по всем правилам: начал маневр еще на зеленый и ехал с допустимой скоростью. Девушка тоже не нарушала правил и переходила дорогу на зеленый. И это казус законодательства”, — разводит руками собеседник, уточняя, что в декабре на повторную проверку дело вернули только из-за общественного резонанса.

Гонки на автобусах

Впрочем, после поста Александра Титова в соцсетях пользователи в комментариях стали жаловаться: дескать, водители таких “краснобусов” (автобусы “НефАЗ” в Казани выкрашены в красный цвет) постоянно гоняют, чтобы собрать больше выручки, из-за чего выросла аварийность на дорогах. На эту проблему указывал и руководитель управления ГИБДД МВД по Татарстану Ленар Габдурахманов. В конце прошлого года он дал интервью местному СМИ, рассказав, что в последнее время наблюдается резкое увеличение числа аварий с участием автобусов. По его словам, связано это с тем, что водители зависят от плана — количества перевезенных пассажиров и рейсов. Поэтому, подытожил Габдурахманов, пока эта схема сохраняется, кардинально ситуация в Казани не изменится.

Ирина Халецкая, РИА Новости