В маске и под прикрытием



Финансирование государственной программы по обеспечению безопасности всех участников уголовного судопроизводства увеличат на 44, 6 миллиона рублей. Проект правительственного постановления, разработанный в МВД России, размещен на официальном сайте ведомства для общественной антикоррупционной экспертизы.Речь в документе идет о государственной защите свидетелей преступления, пострадавших, судей, обвинителей, адвокатов и даже обвиняемых, готовых дать показания против своих подельников. Уже свыше семи тысяч человек воспользовались этой программой. Был успешно использован весь спектр защитных действий – от применения телохранителей и бронированных автомобилей до тайных убежищ, изменения места жительства и даже внешности. В результате значительно возросло количество случаев, когда удалось действительно добиться в суде справедливости.

Понятно, что такая защита стоит недешево. Действующая сейчас государственная программа рассчитана на 5 лет. Общий объем ассигнований федерального бюджета в 2009-2013 годах составит в ценах соответствующих лет 1338,9 миллиона рублей.

Участниками программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, – МВД, ФСБ, минобороны, ФСКН, ФСИН, ФТС, минздравсоцразвития, Федеральное медико-биологическое агентство.

МВД России – координатор этой работы и осуществляет почти 90 процентов всех мер безопасности. В министерстве возглавляет Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Александр Лебедев.

Спектр защитных действий – от телохранителей и бронированных автомобилей до тайных убежищ.

На что пойдут дополнительные деньги? В основном на “временное помещение в безопасное место”, как сказано в ведомственной инструкции. То есть на съем, а то и покупку для защищаемого человека нового жилья, переезд его и родственников. В прошлом году на это ушло более 69,5 миллиона рублей. И требуется еще.

Всего на финансирование мер безопасности в прошлом году было выделено 281,1 миллиона рублей, в том числе для МВД России – 127,5 миллиона рублей. В среднем защита одного человека ежемесячно обходится государству приблизительно в 100 тысяч рублей.

Смысл работы этого полицейского управления – в обеспечении условий для того, чтобы все участники судебного процесса, в том числе и свидетели, ничего не опасались.

Закон предусматривает в исключительных случаях и изменение внешности. Однако пластические операции за счет государства в России скорее исключение, чем правило. Подобное решение для защищаемого лица должно быть исключительно волевым и категоричным. Ведь даже гипотетическая возможность возвращения впоследствии к привычному образу жизни уже никогда не вернет прежней внешности. Поэтому чаще применяется грим, например при перевозке из зала суда в безопасное место.

В подразделениях Александра Лебедева есть парк бронированного транспорта – это и отечественные автомобили, и иномарки различных степеней защиты вплоть до максимальной.

Кстати, в МВД подсчитали, сколько сотрудников необходимо для обеспечения безопасности одного человека. И не только его, но еще и жены, детей, других лиц из числа близких. Ведь зачастую человек опасается не столько за себя, сколько за семью. Подошли к разрешению этого вопроса с научной точки зрения – привлекли ученых ВНИИ МВД и Московского университета МВД России. Выяснилось, что для обеспечения “личной охраны” только одного защищаемого необходимо восемь сотрудников. Для выполнения этого условия действующее сейчас штатное расписание необходимо было бы увеличить в несколько раз.

Любопытно, что подготовка таких телохранителей отличается от других ведомственных спецподразделений. Да, здесь есть и психологическая, и огневая подготовка, и рукопашный бой, и обучение методам экстремального вождения. Они готовы и сумеют идти на таран, если дело происходит в дороге, или даже встать под пули, если дело дошло до перестрелки. Но не это главное. Главное для них – предотвратить возможное нападение. Полицейские заранее выявляют и задерживают тех, кто угрожает “клиентам”. Преступники просто лишены возможности реализовать свои угрозы.

Ежегодно подчиненные Александра Лебедева выявляют более двухсот преступлений, связанных с угрозой защищаемым лицам. А если такое вдруг произойдет – значит, были недоработки. Все проходит без выстрелов и сенсаций. Применение силы или оружия – крайние меры, причем означающие, что полиция где-то допустила ошибку. Это только в кино идет постоянная пальба, автомобильные погони и рукопашные схватки.

За четыре года существования службы лишь один раз погиб защищаемый человек. Причиной возникшей ситуации стало несоблюдение установленных правил поведения. А потерь среди личного состава не было.

Кстати, в этом управлении стремятся защитить человека не только от угрозоносителей, но и от самого себя. Недавно здесь создано новое подразделение – психологической регуляции.

Психологи изучают доверившегося человека, советуют сотрудникам, какую тактику защиты выбрать, какие реакции ожидаются при работе с ним, насколько адекватно он будет следовать рекомендациям, выполнять требования. И, главное, помогают человеку не сорваться. Ведь каждый подзащитный живет в состоянии постоянного стресса, когда возможны и нервные истерики в период дачи показаний, и даже попытки суицида.

Михаил Фалалеев, Российская газета