В ожидании чуда



Прошло уже три недели с той трагической ночи, когда пьяный майор милиции Денис Евсюков устроил бойню в московском супермаркете «Остров». Пока врачи Центра судебной психиатрии имени Сербского проверяют, был ли вменяемым в момент преступления теперь уже бывший начальник ОВД «Царицыно», столичные власти и МВД спорят о том, кто должен выплачивать компенсации семьям погибших и раненым. Семеро москвичей, выживших после кровавого инцидента, медленно идут на поправку. Кроме тяжелых физических увечий, последствия которых останутся у них на всю жизнь, молодые люди пережили серьезные психологические потрясения.

«Я прошу вас больше не звонить нам, – с усталостью в голосе заявила «НИ» мать одного из потерпевших Антона Кондакова Ольга Ивановна. – В последнее время нам звонит слишком много доброжелателей, которые предлагают свою помощь. У нас всего хватает, и мы сами справляемся». Антон Кондаков стал первым, кто пострадал от рук майора Евсюкова. В него и в его подругу Евгению Самородову милиционер выстрелил еще на улице недалеко от супермаркета «Остров». Антон и Женя до сих пор в больнице. Родные и врачи оберегают их от бесед с журналистами. Впереди следствие и суд, где им предстоит давать показания.

27-летний менеджер Сергей Тюхтий выписался из медучреждения 10 дней назад. В тот апрельский вечер он пошел в аптеку, которая находится в супермаркете «Остров», и там на свое несчастье встретился с пьяным майором Евсюковым, который выстрелил Сергею в висок. Пуля прошла чуть ниже и попала в челюсть. Молодому человеку сделали операцию, вставили титановую пластину. «Сын до сих пор на больничном. Он ездит в поликлинику. Там ему оказывают необходимую помощь», – рассказал «НИ» его отец Сергей Николаевич.

Судя по всему, Сергею предстоит еще длительное лечение. Ему нужна и психологическая помощь: после пережитой трагедии он находится в подавленном состоянии. Сергей Николаевич Тюхтий говорит, что в больницу к сыну приходили сотрудники МВД и обещали помощь в последующем лечении, но пока никаких денег не дали.

18-летний Илья Герасименко будто заново родился. На следующий день после расстрела в супермаркете некоторые СМИ написали, что парень скончался от полученных ран в реанимации. Потом выяснилось, что он выжил, но находится в тяжелом состоянии. Семья Герасименко, устав от постоянных звонков на домашний телефон, сменила номер.

Учительница Ильи сообщила «НИ», что в больнице его навещают одноклассники. «Мы следим за его судьбой. Ребята рассказали, что Илья чувствует себя лучше. Но ему пока трудно говорить. Родители, кстати, уже нашли ему защитника, который будет представлять его интересы во время следствия и в суде».

Адвокат Игорь Трунов рассказал «НИ», что к нему за помощью обратились некоторые жертвы майора Евсюкова. «До сих пор не признана потерпевшей гражданская жена погибшего водителя Сергея Евтеева. Мы намерены добиваться признания ее в этом статусе чрез суд, – говорит г-н Трунов. – Кроме того, московское правительство не оказало материальной помощи никому из пострадавших. И это несмотря на то, что в столичном бюджете предусмотрены расходы в размере 25 тысяч рублей на погребение лиц, погибших при чрезвычайных ситуациях. Не выплатили денег и тем, кто выжил».

Спикер Мосгордумы Владимир Платонов, в свою очередь, заявил, что столичное правительство ничего не должно пострадавшим от рук майора Евсюкова. По его мнению, «компенсации из городского бюджета выплачиваются только жертвам терактов и стихийных бедствий, а трагический инцидент в супермаркете «Остров» не подходит под эти категории преступлений». Однако адвокат Трунов возражает. «Согласно закону о возмещении вреда, если чиновник «наломал дров», отвечать должна казна, в данном случае департамент финансов правительства Москвы, – объясняет «НИ» защитник. – В некоторых СМИ прошла информация о том, что МВД якобы помогает жертвам Евсюкова. Но, по моим данным, потерпевшие ничего не получили. Это и понятно: ведь в бюджете МВД не предусмотрена подобная статья расходов. Что же получается? Если это правда и МВД выделило пострадавшим деньги, то откуда оно их взяло: им государство дало деньги на покупку пистолетов, а они потратили их на погребальные венки?»

Как выяснили «НИ», действительно, со всех сотрудников ОВД Южного административного округа, по указанию вышестоящего начальства после майских праздников были собраны пожертвования для пострадавших от майора Евсюкова. «Неделю назад нам объявили, что надо сдать деньги. Мы скинулись по 200 рублей, – признался «НИ» на условиях анонимности один из сотрудников ОВД «Чертаново-Южное». – Правда, не все отнеслись к этой инициативе с одобрением. Некоторые спрашивали: «Почему мы должны отдавать свои личные средства и «расплачиваться» за того, кто дискредитировал коллег? Наверняка в МВД есть какие-то фонды, из которых можно было бы компенсировать ущерб потерпевшим».

Адвокат Трунов, кстати, считает порочной такую практику, при которой милиционеры выплачивают деньги жертвам преступлений из своего кармана, фактически откупаясь от них: «Как правило, если материальная помощь оказывается таким способом, то получение денег может сопровождаться большим количеством разных договоренностей, и в будущем пострадавшие отказываются обращаться в суд за компенсациями».

Зоя Светова, Новые Известия