В России создается центр по поиску детей



16 февраля в рамках Недели в поддержку прав потерпевших в Общественной палате состоялся «круглый стол», посвященный созданию в России центра поиска похищенных и подвергшихся эксплуатации детей. Члены Общественной палаты, депутаты Госдумы, представители силовых структур совместно с экспертами из профильных организаций пытались ответить на вопрос, каким же должен быть такой центр в России, а так же, что необходимо для его создания.

Предложение о создании такого центра, как об одной из мер по защите детей, выдвинул глава Следственного комитета при Прокуратуре России Александр Бастрыкин в 2009 году, и был поддержан Президентом России. Дмитрий Медведев в ноябре заявил о необходимости создания такого Центра.

Стоит отметить, что в Соединенных штатах аналогичный центр успешно существует уже много лет. Именно поэтому к участию в «круглом столе» была приглашена директор по политике Международного центра по делам пропавших и эксплуатируемых детей Мора Харти. Однако, получить конкретные советы и предложения от госпожи Харти на заседании не получилось.

«Все мы преследуем очень похожие цели, те вещи, которые мы делаем в США и наши коллеги в России призваны развивать и улучшать общество, а начинать это надо, как известно, с самого главного национального ресурса – детей, – отметила Мора Харти. – Сказать по правде, мне было бы гораздо интереснее послушать своих российских коллег. Скажу лишь пару слов о «Центре». В Национальном центре по поиску похищенных детей и детей, подвергшихся эксплуатации, работает около четырехсот человек. Большинство этих людей не имеют никакого отношения к правительству. Это негосударственная организация, которая спонсируется частично правительством США, частично пожертвованиями простых граждан. Основанный 25 лет назад, «Центр» стал местом, куда люди могли бы позвонить или отправить сообщение о ребенке, находящимся в трудной жизненной ситуации, о детской порнографии или эксплуатации детей. Такие сообщения обрабатываются ежедневно, и мы ищем пути для их решения совместно с представителями власти и силовыми структурами».

Тем не менее, нежелание Моры Харти давать конкретные советы и наставления по подводу создания подобной организации в России поддержали большинство выступавших. Ведь такой Центр в России должен быть создан исходя из российского опыта и правовых аспектов. Иными словами, в России не удастся скопировать американский вариант. «Правильно говорят наши коллеги из США о том, что нам необходимо создавать свой собственный центр, а не копировать американский, – считает член Общественной палаты, председатель правления правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина. – Я считаю, что первые шаги в этом направлении делают многие неправительственные организации, у которых есть свои предложения, и Общественная палата, которая сформировала в этом году специальную рабочую группу по защите детства. Есть успехи и в работе со Следственными органами. Нам необходимо, исходя из опыта американских коллег, собрать наши предложения о том, как можно было бы наладить такую работу в России».

А налаживать такую работу в России необходимо, уверены многие эксперты. Ведь ежегодно в России пропадает 12 тысяч детей, несмотря на вносимые коррективы в законодательство. А это значит, что, помимо создания Центра по поиску похищенных детей и детей, подвергшихся эксплуатации, как превентивной меры в отношении детского насилия, необходимо обучать и контролировать людей, которые расследуют такие преступления. «Люди, которые занимаются расследованием преступлений в связи с пропавшими детьми должны быть специально обучены и работать в тесной связке с новообразованным «Центром», – уверен депутат Государственной Думы Владимир Васильев. – Однако перед этим нам необходимо понять, с чего начать создание Центра поиска детей. В США есть центр национальный, а есть международный. Есть две вещи, которые мы должны для себя прояснить – насколько мы можем участвовать в международном «Центре», как ассоциированная страна, и что мы будем делать в «Центре» национальном. Считаю, что это первостепенные вопросы. Тем не менее, я уверен в том, что подобный «Центр» в России будет эффективен».

В конце заседания Ольга Костина напомнила, что все предложения о создании Центра по поиску похищенных детей и детей, подвергшихся эксплуатации можно направлять по адресу Межкомиссионной рабочей группы по проблемам детства и молодежной политике. Так же Ольга Костина отметила, что в ближайшее время все необходимые документы работы американского «Центра» будут переведены на русский язык и доступны для изучения.