В России участились случаи финансового терроризма



17 января члены Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, а также председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов и глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова представили доклад «Доминирование банковского рейдерства как тенденция в захвате и переделе собственности в России в период 2009–2011 годов».

Согласно исследованию, жертвами ряда кредитных организаций становятся как крупные предприятия, так и представители малого и среднего бизнеса, но, что особенно удивительно, растет число обворованных простых граждан.

«Если раньше пытались „зарейдерить“ что-то крупное, действительно ценное и стоящее, то сейчас предметом захвата являются квартиры, земельные участки, имущество отдельных граждан. Злоумышленники уже гребут и то, что раньше не могло их соблазнить», — заявила Панфилова. Эксперты отмечают, что большинство участников рынка в кризис были вынуждены увеличить объемы своих кредитных обязательств, в связи с чем значительная часть их активов оказывалась под залогом и другими обременениями. Это сказалось на росте числа случаев рейдерства со стороны банков и других кредитных организаций.

Председатель НАК утверждает, что банки фактически совершают действия, которые подпадают под определение мошенничества, однако, отмечают они, доказать это крайне сложно.

Специалисты постарались выявить четыре схемы, по которым действуют банки-рейдеры: это создание прав на заложенное имущество; создание прав на предмет лизинга; создание прав по договору РЕПО (сделка покупки/продажи ценных бумаг с обязательством обратной продажи/покупки через определенный срок по заранее определенной цене) и самая распространенная — принуждение к сделке. Причем последние две схемы используются в основном для нападений на крупный и средний бизнес.

 Евгений КрасниковМосковский Комсомолец № 25845 от 18 января 2012 г.