Верховный суд объяснил, как считать исковую давность



alttext



“Российская газета” публикует постановление пленума Верховного суда России “О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности”. Документ подробно объясняет, как не опоздать с жалобой в суд.

Как объяснил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, это второе постановление, направленное на разъяснение новых положений Гражданского кодекса. Недавно было принято постановление “О применении судами некоторых положений I части Гражданского кодекса”: объемный документ, над которым долго работали лучшие правоведы страны. Новое постановление продолжает тему.

В некоторых случаях вопрос времени становится решающим для суда. Не поздно ли рассматривать конкретное дело, не опоздал ли истец со своей жалобой. Это только со стороны кажется, что все просто – достаточно прописать жесткие сроки. Нет, в жизни возникает масса тонкостей.

Например, публикуемый сегодня документ объясняет, что у граждан в отличие от юридических лиц есть больше прав на восстановление сроков подачи исков. Как сказано в постановлении, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не подлежит восстановлению никогда и ни при каких обстоятельствах. Но у простых людей могут быть уважительные обстоятельства для опоздания.

“В исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца – физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства”, говорится в документе.

Уважительными причинами могут быть признаны тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. Верховный суд напомнил, что максимальный срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права. Исключение составляют требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и имущественного вреда в результате теракта. Также исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и нематериальных благ; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда жизни или здоровью гражданина.

Владислав Куликов, Российская газета