- 01.06.2016
Верховный суд потребовал проверять при аресте, насколько обоснованы подозрения
Пленум Верховного суда России рекомендовал судам проверять, решая вопрос об аресте, насколько обоснованы подозрения в отношении человека. Насколько веские основания у следствия думать именно на этого человека.
Сегодня “Российская газета” публикует два важных постановления пленума Верховного суда России. Один документ подробно разъясняет, в каких случаях бывшего заключенного можно наказать за уклонение от административного надзора.
Другой документ вносит правки в ряд прежних постановлений, касающихся уголовных дел. Одно из принципиальных разъяснений должно радикально изменить практику. Теперь суды должны проверять, с чего вообще правоохранители взяли, что данный гражданин может быть причастен к преступлению.
Возможно, его взяли на месте преступления – с ножом в руке над трупом. Или на него указывают свидетели. Или есть следы крови на одежде. И так далее. Если причины есть, тогда суды перейдут к следующему вопросу: а нужен ли арест в принципе.
На самом деле подобная правовая позиция меняет один из ключевых подходов. Раньше считалось, что судья, рассматривая вопрос об аресте, не должен вникать в доказательства вины. Все это будет решаться позже. А для ареста нужны совсем другие причины: например, что человек может скрыться от следствия или надавить на свидетелей. Но теперь судам рекомендовано все-таки смотреть и в целом на картину преступления: какими доказательствами располагает следствие. Понятно, что это в любом случае будут предварительные данные.
“Эта мера давно назрела, – сказал “РГ” адвокат Юрий Коршунов. – Сколько у нас в стране лиц необоснованно арестовывалось, а затем в ходе дальнейшего следствия и последующего судебного рассмотрения выяснялось, что они преступлений не совершали, уголовное преследование в отношении них прекращалось”.
Еще одно разъяснение: если человеку назначен домашний арест, это решение может быть обжаловано теми, кто живет с арестованным в одной квартире. Возможно, они не захотят терпеть неудобства.
Владислав Куликов, Российская газета