Верховный суд запретил снижать гонорары бесплатным адвокатам



Услуги "бесплатных" адвокатов для преступников заметно подорожают: Верховный суд запрещает экономить на самом ценном – защите человека.

Высшая инстанция провела с людьми в мантиях разъяснительную работу, как начислять гонорары защитникам, назначенным государством.

Судьям указано на популярные ошибки в счетах, из-за которых плата адвокатам снижается. Например, почасовая оплата не предусмотрена. Как долго адвокат занимался клиентом, с точки зрения бухгалтерии не важно, платить надо за день.

Казалось бы, речь идет о финансовых отношениях государства и защитников, и обычным подсудимым от этого ни холодно, ни жарко. Однако фраза про "бесплатный сыр в мышеловке" удивительно точно характеризует взаимоотношения назначенных защитников и осужденных. Если человека признают виновным, ему могут выставить счет за судебные издержки. В них входят в том числе гонорары "бесплатным" адвокатам. Придется расплачиваться по государственным расценкам за все, что сделал, и чего не сделал защитник.

От выплат освобождают в нескольких случаях. Например, если осужденного официально признают малоимущим. Или – когда подсудимый отказывался от защиты, но суд, как говорится, волевым решениям навязал человеку адвоката. В остальных случаях возможны варианты.

Защитники не будут ждать денег из тюрьмы: казна заплатит им раньше. А потом выставить счет осужденному. Пусть не сразу, пусть в рассрочку, но платить придется. Государство этого так не оставит.

Поэтому даже простому человеку небесполезно вникнуть в тонкости начисления гонораров "бесплатным" защитникам по назначению. В конце концов, надо знать, за что впоследствии придется платить осужденному.

В обзоре кассационной практики коллегии по уголовным делам Верховный суд объяснил, например, что посещение адвокатом подсудимого в СИЗО должно оплачиваться так же, как и участие в судебном заседании.

Такое разъяснение появилось после того, как в Магаданский областной суд назначил защитнику гонорар по минимальной ставке – около 300 рублей за день, мотивируя тем, что адвокат "всего лишь" навещал клиента в СИЗО. Однако Верховный суд страны перечеркнул расчеты. Поскольку дело рассматривалось региональным судом, адвокату полагается самая высокая ставка – около 1200 рублей по рабочим дням. Определение N 93-О10-20сп.

А в Ростовской области суд отказался оплачивать посещение СИЗО на том основании, что, на взгляд людей в мантиях, необходимости туда ходить у адвоката не было. Мол, судебные заседания по делу были короткими, заканчивались к 12-13 часам, в оставшееся время адвокаты могли знакомиться с делом, общаться с подсудимым и так далее. Судья искренне не понял, зачем было в свободные от судебных заседаний дни ходить в следственный изолятор. Поэтому срезал 3580 рублей 50 копеек, причитавшихся за два дня работы в следственном изоляторе и один день ознакомления с материалами дела. Верховный суд счел это неправильным. Определение N 41-О10-129. Дело было пересмотрено, деньги – выплачены.

Если же адвокат работает сразу на нескольких человек по разным делам, один день надо считать за два, в смысле выплачивать двойной гонорар.

– Оказание адвокатом по назначению в один день юридической помощи разным лицам по разным уголовным делам не препятствует оплате его труда по каждому уголовному делу, – говорится в документе.

Поводом стало дело в Татарстане. Из семи дней, которые просила оплатить защитник, суд постановил оплатить шесть. В оплате одного было отказано, так как в этот же день адвокат Н. изучала и другое уголовное дело. Ту работу государство оплатило чуть раньше, а на втором деле решило сэкономить. Получалось, словно акция в магазине: "защити одного клиента, и второго получишь бесплатно". Высшая судебная инстанция сочла неправильным и такой подход. Определение N 11-О10-90.

А время занятости адвоката исчисляется в днях, в течение которых он был фактически занят. Об этом говорится в другом обзоре судебной практики. Адвокат Н. просила возместить расходы, связанные с ознакомлением с материалами дела в течение 7 дней и участием в судебном заседании в течение 3 дней. По ее расчетам, за 10 суток набежало 11 935 рублей. Однако судья решила считать не по дням, а по часам. Адвокат читала дело в общей сложности в течение 11 часов 20 минут. Поэтому защитнице засчитали только 4 дня. Между тем, как указал Верховный суд России, согласно совместному приказу минюста и минфина, время занятости адвоката исчисляется в днях, когда он был фактически занят выполнением поручения по делу. Не важно, как долго адвокат работал, час, два, три или больше. С точки зрения гонорара это все день.

– Таким образом, действующие нормативные акты, регламентирующие вопросы оплаты труда адвоката, не подразумевают возможность отказа в оплате труда адвоката по конкретному делу по основаниям, связанным с длительностью работы в течение дня по данному уголовному делу, – говорится в документе Верховного суда. Определение N 11-О10-121.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5457 (81)