Виктор Травин: «Государство должно отвечать рублем за то, что произошло с жертвой преступления»



Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев, правозащитник, журналист:  

Около 15 лет назад некий господин, у которого похитили транспортное средство и, которое органы внутренних дел найти не сумели, подал в суд на государство. Он ссылался на то, Конституция гарантирует право распоряжаться собственностью и гарантию со стороны государства ее сохранности. Если государство со своими обязанностями не справилось – верните деньги за машину. Вы не поверите, но этот человек выиграл суд, который признал, что государство виновато, поскольку, имея все возможности, не защитило собственника. Это сенсационное решение суда существовало недолго. Вскоре его отменила вышестоящая инстанция. Понятно почему. Если бы в России было принято решение и впредь защищать права пострадавших, то оно стало бы прецедентом для множества подобных решений и государство захлебнулось бы в выплатах.

Всякого рода варианты, методы и способы защиты прав потерпевших и пострадавших сегодня сводятся только к одному – мы можем пожаловаться. Например, в прокуратуру или стать участником программы по защите свидетелей. В России абсолютно никто не думает о реальной защите пострадавших. Что мне толку от того, что моего обидчика поймали и привлекли к ответственности? А, если его, вообще не поймали? Что случится? Максимум пожурят следователя, который не справился, не довел следствие, не провел мероприятия… Кто во всей этой истории пострадает больше меня? Да никто. Я не защищен. А защищенность сегодня, как мне кажется, должна выражаться в рублях, а лучше в евро.

Если государство в лице органов внутренних дел не смогло обеспечить сохранность моего здоровья и имущества, соблюдения моих прав и интересов – пусть платит. Ничего более действенного нет. Только рублем можно заставить работать, приструнить или перевоспитать органы власти. Сегодня, к сожалению, никакие грамоты, переходящие знамена, почетные благодарности из рук генералов не работают. Это, конечно выглядит утопией, но государство должно нести прямую финансовую ответственность за то, что произошло с жертвой преступления. Именно к этому надо стремиться.