Вместо тюремной решетки



Вступают в силу новые поправки к Уголовному Кодексу: в России появится такое наказание как домашний арест. К нему могут приговорить тех, кто совершил нетяжкие преступления, такие как клевета, оскорбление, мелкие кражи. Как считают в Федеральной службе исполнения наказаний, это лучше, чем отправлять человека в тюрьму. 

Технических сложностей с применением поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы возникнуть не должно, уверен председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. Были же ведь и раньше – условный срок, была и отсрочка наказания. Практически тот же домашний арест. Просто теперь закон дает судам больше возможностей применять эту форму наказания.

"Это будет касаться тех, кто не представляет серьезной опасности. Нам не стоит беспокоиться, ограничение свободы будет касаться только тех, кто не представляет общественной опасности", – уверен Крашенинников.

В некоторых регионах уже проводили эксперимент: осужденным на домашний арест выдавали для обязательного ношения электронные браслеты с системой слежения через спутники. Инспектор всегда видел, где находится его подопечный: дома, в гостях, или, например, в пивной. Видимо, теперь браслеты будут применяться более активно. Возможно, в квартирах осужденных будут ставить видеокамеры. То есть домашний арест – история недешевая, но на одного заключенного, сидящего в колонии, государство и так тратит примерно 25 тысяч рублей в месяц.

Что вообще такое домашний арест? Осужденные к ограничению свободы не смогут покидать пределы своего населенного пункта, посещать клубы, рестораны, стадионы и концерты, а также выходить из дома в определенное время суток. Без согласия специального надзорного органа осужденный не сможет поменять место жительства, работы и учебы, и будет обязан регулярно являться в госорган для регистрации. Проверяющие смогут и сами в любой момент наведаться к подопечному, посмотреть, как тот живет и что делает. За нарушение режима – уже настоящее наказание, не дома, а в тюрьме.

"С одной стороны, мы разгрузим тюрьму, с другой стороны, люди будут жить с семьями, и мы не будем ломать их судьбы", – приводит еще один довод "за" Крашенинников.

Противники реформы говорят, излишняя мягкость государства только во вред. Многие опасаются, что возможность назначать домашний арест станет почвой для коррупции. И тот, кто сможет дать взятку, будет сидеть дома перед телевизором, а кто не сможет, будет смотреть телевизор в тюрьме.

Но сторонники реформ парируют: лазейка для коррупции есть и сейчас. На всех этапах – и в милиции, и в следственных органах и в судах. Но что же теперь, из-за этого пусть все страдают? По статистике, 28 процентов сидящих в следственных изоляторах позднее оправдываются судом или получают наказание, не связанное с лишением свободы. Выходит, сидели зря. Из тех, кто попадает в колонии в первый раз, треть совершили социально неопасные, мелкие преступления. Многие получили полновесный срок за украденный батон хлеба, за угон велосипеда или за драку с собутыльником. Именно для таких людей и проводится реформа.

"Считаю, что это смелая мера. Она должна коснуться порядка 100 тысяч человек, то есть мы разгрузим наши тюрьмы процентов на 10", – делится своим мнением адвокат, член общественной палаты Владислав Гриб.

И противники, и сторонники нововведений соглашаются: на первых этапах будет много неразберихи, уголовно-исполнительная инспекция не сразу, возможно, перестроится для работы в новом режиме, да и суды не начнут прямо завтра приговаривать людей к домашнему аресту. Но многим очевидно: посадить можно всегда успеть. Но дать человеку шанс исправить ошибку – это правильнее и порой куда эффективнее.

Андрей Медведев, Вести.Ru