- 19.11.2014
Вольная сумма
Обнадеживающую тенденцию выявила статистика Судебного департамента при Верховном суде России: в этом году суды резко снизили суммы залога для подследственных. В среднем на одного человека залог составлял 443 тысячи рублей. В прошлом году “гарантия” для подследственного превышала 1 миллион 100 тысяч рублей.
Многие эксперты говорят, что залог – вполне гуманная мера, которая во многих случаях может заменить арест. Далеко не всегда есть необходимость держать подозреваемого за решеткой, иного достаточно “привязать” рублем, и человек никуда не сбежит.
Статистика подтверждает эти выводы. За полгода залог на стадии следствия был назначен в отношении 386 человек. Вместе они оставили в качестве гарантии более 170 миллионов рублей. В итоге сбежали только 11 человек. Около 2,5 миллиона рублей были обращены в доход государства. Остальные граждане предпочли честно дождаться решения своей участи и забрать назад оставленные в залог деньги.
Средняя сумма у беглецов составила около 230 тысяч рублей. Может быть, этого оказалось недостаточно, чтобы людям было жаль потерять такие деньги? Как бы то ни было, бегать от правосудия отпущенные под залог стали реже.
Причем тенденцию поддержали и граждане, которых отпускали под залог на стадии суда. Они проходят по другой графе, но здесь важна не только процессуальная разница. Дело в том, что на стадии следствия порой трудно определить, дойдет дело до суда или нет, и у многих есть надежда, что все закроется само собой. Если же обвинительное заключение пришло в суд, значит, дело, как говорится, пахнет керосином. Возможно, именно поэтому в прошлом году каждый третий подсудимый, отпущенный под залог, сбегал.
В этом году из 24 человек, кому был назначен залог на стадии судебного решения по судебному рассмотрению (то есть люди сами не просили), сбежали только 5 человек. В доход государства было обращено 811 тысяч рублей. То есть средний залог у беглецов составил 162 тысячи рублей.
Но все-таки в основном мера пресечения работает эффективно. Это тем более важно, что в последние годы в следственных изоляторах после долгого перерыва вновь начался рост арестантов. Например, как отмечали в Федеральной службе исполнения наказаний, за прошедший год количество заключенных в следственных изоляторах Москвы увеличилось на 19 процентов, в СИЗО Московской области – на 18 процентов.
Тюремному ведомству пришлось принимать меры, вводить новые места. “В УФСИН России по Московской области введен в эксплуатацию построенный в Ногинске новый следственный изолятор на 630 мест, – сообщили в Федеральной службе исполнения наказаний. – Кроме этого за счет переоборудования помещения бывшей больницы в 2013 году создано помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора на 106 мест при ИК-6 УФСИН России по Московской области. В 2014 году в этом же учреждении за счет переоборудования подсобных помещений под камеры создано еще 60 мест”.
В Москве в 2015-2016 годах запланировано строительство режимного корпуса на 402 места в СИЗО-7. По расчетам на каждого арестанта там будет приходиться в камере по 7 квадратных метров. Также планируется построить режимный корпус на 96 мест в СИЗО-4. Естественно, проекты строительства новых СИЗО и режимных корпусов не были привязаны к конкретному росту арестов. Существенно улучшить условия содержания планируется в рамках большой программы по развитию тюремной системы. Однако важно, чтобы и аресты производились лишь тогда, когда они необходимы. Поэтому суды активно используют гуманные меры пресечения. Выросло, например, и число домашних арестов.
Владислав Куликов, Российская газета