Воровской минимум



Новый законопроект предлагает поднять до 6 тысяч рублей ставку, ниже которой кража не будет считаться кражей. И тот, кто украдет меньше, не попадет под действие Уголовного кодекса.

С такой инициативой выступил один из депутатов Госдумы. Таким способом он предлагает бороться с проблемой пресловутых “трех колосков”, когда люди попадают на скамью подсудимых за сущую мелочь. Бывали случаи, что людей осуждали за кражу гуся или ржавого никому не нужного вентилятора. Становились уголовниками также за коробку дорогого мармелада или печенья. А некая 24-летняя девушка как-то похитила колготки и шампунь на 1 тысячу 87 рублей 87 копеек, и была за это осуждена. Такой вот случай из судебной практики.

Будь подешевле тот шампунь или мармелад, не сидеть бы людям. Ведь сегодня, если украденное стоит меньше тысячи рублей, человека наказывают как за мелкое хищение. А это – административное наказание и никакой судимости. Максимум можно загреметь на 15 суток. Или отделаться штрафом до пятикратной стоимости товара. Но многие эксперты давно говорят о том, что планка “воровского минимума” мала и надо бы ее повысить.

Например, полтора года назад в интервью “Российской газете” председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев уже предлагал увеличить размер мелкого хищения с 1 до 3 тысяч рублей. Конечно, за мелкие кражи, как правило, в тюрьму не отправляют, особенно, если человек попался в первый раз. Но полученное пятно может испортить всю биографию. “К сожалению, немало случаев, когда сам факт судимости за преступление, не представляющее большой общественной опасности, влечет значительно более тяжелые последствия для человека, чем уголовное наказание, назначенное судом”, сказал Вячеслав Лебедев.

В свою очередь, эксперт Федеральной палаты адвокатов России, кандидат юридических наук Артем Иванчин обратил внимание корреспондента “РГ”, что размер ущерба не менялся с 2008 года, когда и была установлена планка в тысячу рублей. Между тем инфляция с тех пор внесла свои коррективы в понятие о краже. Де-факто границы кражи понизились, поэтому вероятность попасть под суд за “три колоска” для граждан возрастает. “В рассматриваемом законопроекте есть, на мой взгляд, рациональное зерно, – говорит адвокат Артем Иванчин. – Если еще в 2008 году законодателем порог уголовно наказуемых хищений был определен в размере 1 тысячи рублей, то сегодня с учетом той же инфляции он по определению не может оставаться равнозначным. Это, кстати, касается не только стоимостного показателя хищений, но и всех иных преступлений. Их нужно пересматривать либо возвращаться к использованию в УК некой универсальной величины (аналога МРОТ)”. Но, по его словам, возникает другой вопрос: почему именно в 6 раз, почему так резко повышать планку? “Достаточно сказать, что сотни тысяч престарелых в России живут на пенсию в размере около 6 тысяч рублей”, говорит эксперт. Получается, карманник, вытащивший стариковскую пенсию, будет рисковать лишь 15 сутками? Вряд ли это правильно. Поэтому, скорее всего, экспертам еще предстоит поспорить по поводу того, какая планка для кражи будет оптимальной.

Владислав Куликов, Российская газета