Временно уполномочен



1 июня в «Независимом пресс-центре» состоялись Общественные слушания по вопросу: «Сохранение поста Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве – гарантия соблюдения прав несовершеннолетних жителей города Москвы». На повестке дня – подписание заявления мэру Москвы Юрию Лужкову о недопустимости упразднения института Уполномоченного по правам ребенка в Москве.

«Я могу рассказать десятки случаев, когда правовая ситуация заходила в тупик, и все органы государственной власти, органы опеки и попечительства были бессильны что-либо сделать. Разрешить любую проблему всегда помогал только Уполномоченный по правам ребенка по городу Москве Алексей Головань, который всегда находил выход из самой сложной ситуации, – такими словами начал конференцию председатель общественной правозащитной благотворительной организации Комитет «За гражданские права» Андрей Бабушкин. – Упразднение института уполномоченного по правам детей является не только ударом по детям, но и по престижу нашего города, по тому имиджу, который сформирован на сегодняшний день».

Временно уполномоченТрактовка решения Мосгордумы о ликвидации поста детского омбудсмена выглядит довольно безобидно. Уполномоченный по правам ребенка теперь становиться просто заместителем Уполномоченного по правам человека в Москве. Однако, как уверены правозащитники, «безобидность» такого решения обманчива. В семнадцати регионах России институт Уполномоченного по правам ребенка является самостоятельной организацией и только в трех является частью института Уполномоченного по правам человека. И не спроста. «Ребенок, у которого нет опыта общения со взрослыми, никогда не будет стучаться в одно окошко вместе со взрослыми, – уверен Андрей Бабушкин. – Необходимо обеспечить не просто законный интерес ребенка, а найти лучший способ решения «детских» проблем».

Авторы закона о ликвидации должности детского омбудсмена, уверены – дети разницы не почувствуют. Но если разницы нет, то есть ли смысл что-то менять?

«Возможно, если бы в Москве никогда не было института Уполномоченного по правам ребенка, то создание института Уполномоченного по правам человека с отдельным детским направлением было бы уместно, – считает Депутат Московской городской Думы Евгений Бунимович. – Однако, институт Уполномоченного по правам ребенка уже состоявшаяся организация, реально оказывающая помощь детям. Я надеюсь, что новое обращение, составленное общественными деятелями, как-то сможет изменить ситуацию».

Подобного оптимизма не разделил член Общественной палаты России Олег Зыков, который уверен, что в России к детям стали относиться «по остаточному принципу». «Надо четко понять, что институт Уполномоченного по правам человека – это правозащитная организация, по правам ребенка – это социообразующий институт, – пояснил Олег Зыков. – Главное достижение института детского омбудсмена Алексея Голованя было в наглядной демонстрации главных нарушителей прав детей. Ими оказались те, кто на самом деле должен права детей соблюдать. Это показало полное отсутствие системы защиты прав детей».

Самое страшное в том, что ухудшение ситуации по защите прав детей в Москве, это лишь половина проблемы, уверены правозащитники. Москва, которая по своему столичному статусу, должна служить примером для остальных субъектов России, задает заранее неверный «правозащитный» тон всем остальным городам. «Институт Уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации называют московской системой, – напомнил Андрей Бабушкин. – Именно на правозащитный опыт Москвы брали ориентир многие города, теперь получается, что Москва подталкивает и другие города к смене направления».

В конце слушаний было подписано обращение к мэру Москвы Юрию Лужкову. В ближайшее время текст обращения будет опубликован на сайте «Сопротивления».