ВС РФ разъяснил порядок применения судами норм об ответственности за отмывание преступных доходов



alttext



ВС РФ разъяснил порядок применения судами норм об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Утверждено соответствующее постановление Пленума ВС РФ от 7 июля 2015 г. № 32.

Документом разъясняются вопросы, возникающие у судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 174, 174.1 и 175 УК РФ. В частности, ВС РФ обращает внимание судов на то, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, выступают не только незаконно приобретенные деньги или иное имущество, но и материальное вознаграждение за совершенное преступление либо плата за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.

При этом в случае смешения не имеющих индивидуально-определенных признаков денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, с однородным правомерно приобретенным имуществом (например, при зачислении на банковский счет денежных средств из разных источников) последующее совершение финансовых операций или сделок с таким имуществом должны быть квалифицированы по ст. 174 или ст. 174.1 УК РФ.

Также уточняется, что суд при рассмотрении уголовного дела по ст. 174 или ст. 174.1 УК РФ может делать вывод о преступном характере приобретения имущества, основываясь не только на обвинительном приговоре по делу о конкретном преступлении, но и на постановлении органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела за совершение основного преступления или о приостановлении дознания или предварительного следствия.

Также конкретизируется содержание описательно-мотивировочной части судебного решения по делам об обвинении в совершении преступлений, предусмотренных ст. 174 или ст. 174.1 УК РФ. В ней должны быть приведены доказательства, на которых основывается вывод суда о том, что денежные средства или иное имущество были приобретены преступным путем, а также о том, что имеется цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению такими денежными средствами или иным имуществом.

Кроме того, Суд разъясняет понятие финансовых операций в целях применения ст. 174 и 174.1 УК РФ, подчеркивая, что ответственность по указанным нормам наступает и при совершении одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, если установлено, что такое деяние было совершено с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. В качестве примера приводится заключение договора купли-продажи объекта недвижимости, преступное приобретение которого маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на данный объект.

Постановлением конкретизируются и основания, по которым суд может установить цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (например, такая цель может проявляться в приобретении недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т. п. при условии осознания и сокрытия виновным преступного происхождения денежных средств, за счет которых такое имущество приобретено, а также в совершении сделок по отчуждению имущества, приобретенного преступным путем, в отсутствие реальных расчетов или экономической целесообразности в таких сделках, в фальсификации оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество и т. п.).

При этом в каждом конкретном случае судам необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо совершило финансовую операцию или сделку с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Также подчеркивается необходимость решения вопроса о конфискации имущества в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных  ст. 174 или ст. 174.1 УК РФ.

ГАРАНТ.РУ