- 05.10.2015
Вячеслав Лебедев предлагает смягчить отношение к совершившим нетяжкие преступления
Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев заявил, что суды прекращают дела каждого четвертого подсудимого. Так что сесть на скамью подсудимых и сесть в тюрьму вовсе не синонимы. Многие подсудимые уходят из суда без конвоя и наказания.
Правозащитники нередко упрекают суды за низкий процент оправдательных приговоров. Однако представители судебной системы не раз говорили, что это не свидетельствует о якобы предвзятости судей. Никто не гарантирует обвинению легкой жизни на процессе, и низкий процент оправданий не означает, что подсудимых не отпускают в принципе. Нередко судья просто прекращает дело, потому что судить человека не за что, а значит, не за что и оправдывать. Хотя такой процесс не поднимает процент оправдательных приговоров, справедливость-то все равно восторжествовала.
Конечно, закрывают дела по разным причинам. Иногда человек виноват, но его отпускают, например, потому что истек срок давности. Тем не менее, полагают в Верховном суде, слухи об обвинительном уклоне сильно преувеличены.
Более того, Верховный суд России разработал законопроект, радикально меняющий отношение к тем, кто совершил нетяжкие преступления. Таких людей предлагается освобождать от уголовной ответственности. Но совсем безнаказанными их не оставят.
На прошедшем во Владивостоке Международном юридическом форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона Вячеслав Лебедев рассказал, как появилась идея проекта.
“Я проанализировал судебную статистику и обратил внимание: если в 2000 году за преступления небольшой тяжести было осуждено184 тысячи человек, 15 процентов от всего объема, то уже в прошлом суды рассмотрели дела на 330 тысяч лиц, которые обвинялись в совершении небольшой тяжести, 46 процентов. Это неверно”, – сказал он.
По его словам, преступление небольшой тяжести человек нередко может совершить под воздействием каких-то обстоятельств и оно совершенно не говорит, что такой человек стал завзятым негодяем. В его жизни нередко такой грех дело печального случая, но не системы. Сегодня суды, как правило, не отправляют таких людей в тюрьму. Есть альтернативные наказания: штрафы, обязательные работы, условная судимость и прочее. Долгое время считалось, что такие наказания и есть гуманность в чистом виде. Но нет: проблема в том, что у человека остается судимость. А она на всю жизнь.
Поэтому из системы наказаний за нетяжкие преступления изымается самое строгое звено – судимость. Но останется наказание и необходимость возместить ущерб. Также Вячеслав Лебедев сообщил, что объединение Верховного и Высшего арбитражного судов способствовало тому, что и Верховный суд стал более продуктивен в работе над своими правовыми позициями.
Владислав Куликов, Российская газета