Взятки ноутбуками и телефонами



Глава Мосгорсуда Ольга Егорова рассказала "Интерфаксу" о том, какова реальная ситуация с коррупцией в судах и каковы основные методы борьбы со взятками. 

Тема борьбы с коррупцией в последнее время часто обсуждается в свете внесенного президентом России в Госдуму законопроекта, направленного на усиление этой работы. Предлагаемые поправки и дополнения в действующее законодательство диффиренцируют ответственность за дачу взятки в зависимости от четырех ее размеров, а в качестве наказания предусматриваются кратные штрафы. Поскольку судьи как правоприменители не должны комментировать законодательные инициативы или рассуждать о только что вступивших в силу законах, а делать выводы об их применении они могут только на основании судебной практики, "Интерфакс" попросил председателя Московского городского суда Ольгу Егорову рассказать о статистике рассмотрения дел по статье "взятка" в столичных судах.

– Ольга Александровна, здравствуйте. Позвольте начать интервью с вопроса о статистике рассмотрения дел по статье "взятка" в московских судах в прошлом году. Сколько человек было приговорено за это преступление?

– В прошедшем 2010 году за совершение получения взятки районными было осуждено 148 человек, а судами, в общем, рассмотрено 147 дел по обвинению в получении взятки и 416 дел – в даче взятки. Но, необходимо отметить, что, несмотря на кажущуюся распространенность взяточничества, в судах эти две категории дел составляют в совокупности чуть менее полутора процентов от общей массы всех рассмотренных московскими судьями уголовных дел.

– Каков процент дел, где сумма полученных или переданных средств составляла крупный размер?

– В подавляющем большинстве случаев предметом взятки являются денежные средства, хотя иногда запрашивают и имуществом: требуют ноутбуки, сотовые телефоны. При этом дела о получении взятки в крупном размере, относящиеся к подсудности Московского городского суда, составили в прошлом году немногим более 9% от общего количества дел по данной статье обвинения.

– Люди каких профессий чаще всего в последние годы становятся фигурантами дел о преступлении, предусмотренном ст. 290 УК РФ? Как много среди них чиновников высокого уровня?

– Как показывает судебная практика, чаще всего за получение взятки осуждаются врачи, сотрудники правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов, а также преподаватели учебных учреждений. Конечно, большинство из них не занимали высокие руководящие должности и брали взятки за действия, как правило входящие в собственные служебные полномочия – такая ситуация складывалась в более чем половине случаев,- однако где-то в 30% случаев это государственные служащие достаточно высокого уровня.

– За что люди готовы платить или наоборот хотят получить взятку?

– Что касается наиболее "популярных" целей дачи взятки, то можно сказать, что чаще всего граждане идут на незаконные действия, чтобы, скрыть выявленное преступление, незаконно получить больничный лист, положительную оценку по учебным дисциплинам, уклониться от воинской службы, освободиться от административной ответственности.

– Как часто суды назначают наказание в виде штрафа тем, кого признали виновным в получении взятки? Как часто фигуранты приговариваются к реальным срокам заключения?

– Что касается меры наказания, то в более чем половине случаев это условный срок. Реальное лишение свободы судами назначалось в четверти случаев и в 10% случаев – штраф. В основном, суммы штрафов различные: от 5 тысяч рублей до миллиона рублей.

– Удается ли добиваться реализации решений суда – уплаты штрафов? Каков процент невзысканных средств?

– Вопрос исполнения судебных решений – уже не наша компетенция. Взыскание штрафов по приговору суда происходит либо добровольно, либо с помощью службы судебных приставов-исполнителей. Причем, судам приходится отправлять в службу судебных приставов запросы об исполнении решений, поскольку приставы не торопятся делать свою работу.

Интервью подготовил Сергей Попов, INTERFAX.RU