- 17.01.2014
Хочу пожаловаться
По сути, Владимир Колокольцев в очередной раз напомнил своим подчиненным, что они, в первую очередь, обязаны оказывать людям государственные услуги. А для этого, как минимум, надо знать, в чем люди нуждаются. Инструкция, утвержденная министром, представляют собой детально прописанный алгоритм обработки каждого обращения в любое подразделение МВД. Самое главное здесь – требование, чтобы ни одно из таких обращений не осталось без внимания. Да, далеко не на все письма будет дан ответ, да и не все ответы понравятся адресатам – все зависит от результатов проверки. Но каждое из них будет проверено и зарегистрировано, даже – анонимки.
В документе регламентированы конкретные сроки рассмотрения обращений. Если это не оперативная информация о преступлении, на которую надо реагировать немедленно, то для каждой категории обращений отмерен свой, так сказать срок. Люди могут просить о помощи, жаловаться на чиновников или полицейских, предлагать какие-то улучшения. Максимальный срок, когда человек должен получить ответ, – месяц после регистрации обращения.
Обратиться в подразделение МВД вправе не только российский гражданин, но и иностранец и человек без гражданства. Инструкция разъясняет, как должно быть оформлено обращение. Требования – минимальные и простейшие. Надо разборчиво написать свои фамилию, имя, отчество и адрес, по которому ждете ответа, наименование органа, куда обращаетесь, изложить суть, поставить дату и подпись. А передать свое послание можно всеми доступными способами – почтой простой и электронной, на личном приеме у какого-либо начальника, отправить по факсу или с фельдъегерем, бросить в ящик для обращений в органе внутренних дел. Кстати, делопроизводители обязаны забирать из этого ящика корреспонденцию не реже одного раза в день.
Свою жалобу или заявление можно подкрепить документами, в том числе на аудио- и видеоносителях. Причем это не обязательно делать сразу – гражданин вправе дополнять свои аргументы в ходе дальнейшего разбирательства. Кроме того, у него есть право знакомиться с материалами проверки по его обращению, если, конечно, они не содержат государственную или служебную тайну. При этом особо подчеркивается, что вся информация, касающаяся обратившегося человека и его дела, будет строго охраняться. Предусмотрена и ситуация, когда человек обратился не по адресу.
Нередко срабатывает стереотип – все проблемы решаются только в полиции, в том числе – отсутствие света, газа, воды, хамство в магазине и невнимательность врача. В таких случаях письмо переадресуют по назначению, о чем обязательно уведомят автора в течение недели после принятия такого решения. Обращает на себя внимание категорический запрет отправлять жалобу тому чиновнику или в организацию, на которых, собственно, и жалуются.
Еще один очень важный для всех нас момент – эта инструкция не является закрытым документом. Наоборот, любой человек должен иметь возможность с ней ознакомиться без предъявления удостоверения личности. То есть прямо предусмотрено подробное информирование жителей о способах защиты своих прав – как, куда и кому жаловаться. Любопытно, что на широкое обозрение представлена даже схема кодировки регистрируемых обращений – под какой буквой и цифрой может значиться то или иное письмо. То есть некоторые полицейские архивы обретают прозрачность. Заявитель понимает, где можно обнаружить его послание, а сотрудник уже не рискнет это послание спрятать или выбросить.
Раньше любой полицейский документооборот был строго секретным. Правда, инструкция оговаривает и ряд ограничений для заявителей – правила игры должны быть честными. Например, если жалоба не подтверждается, то автор должен быть готов к компенсации издержек, понесенных в ходе проверки. Более того, полицейское ведомство вправе защищать своих сотрудников от навета и клеветы. И это – не пресловутая защита “чести мундира”. Известны случаи, когда с помощью заявлений “от граждан” мешали честным операм и сыщикам раскрывать преступления. Начальство отстраняло сотрудников от дела на время разбирательства, а преступник избегал наказания.
Бывает и так, когда кто-то по несколько раз отправляет одно и то же заявление, хотя ответ уже получил. Если руководство подразделения посчитает, что дало исчерпывающие разъяснения, продолжения переписки не будет. Не получат ответа и анонимщики. Ну, это понятно – кому отвечать-то? Хотя информацию в любом случае изучат, а письмо зарегистрируют и будут хранить.
Михаил Фалалеев, Российская газета