- 29.09.2016
Юрист ФПП Александр Кошкин дал комментарий газете “Коммерсант” по законопроекту Минюста об ужесточении правил вступления в брак несовершеннолетних
Старший юрист, эксперт Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин
Минюст намерен внести поправки в Семейный кодекс, ужесточающие правила вступления в брак граждан, не достигших 18 лет. В целях “повышения роли института семьи” предлагается разрешать создавать семью по достижении 16 лет по уважительным причинам только с согласия родителей жениха и невесты или органов опеки. Эксперты говорят, что в большинстве случаев — от 40 до 70% — родители категорически против подобных браков и недоумевают, как инициатива может способствовать укреплению семьи.
Законопроект Минюста с правками Семейного кодекса опубликован на regulation.gov.ru. Действующее законодательство позволяет вступать в брак лицам, достигшим 16 лет, по их просьбе при наличии уважительных причин с согласия органов местного самоуправления. Разрешение родителей жениха и невесты на такой брак не требуется.
“Изменения, предлагаемые законопроектом, будут способствовать укреплению традиционных семейных ценностей, формированию уважения к родителям и в конечном итоге повышению роли института семьи”,— говорится в пояснительной записке. 16-летние граждане, по мнению авторов инициативы, к ответственным решениям не готовы, а “законными представителями в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами выступают родители”.
Ответственный за инициативу старший эксперт юридического управления Минюста Эмиль Асланов известен поддержкой и других консервативных предложений, в том числе и в области семейной политики, например запрета регистрации детей, рожденных вне медицинских учреждений.
“Считаю правильным, если разрешение на вступление в брак 16-летним будет выдаваться только с согласия родителей,— поддержала новацию сенатор Елена Мизулина.— Это было одним из предложений, сформулированных в общественном проекте концепции государственной семейной политики, который мы готовили совместно с экспертным сообществом. Я рада, что правительство это предложение поддержало”.
“Как это может способствовать укреплению семьи, если в большинстве случаев — от 40 до 70% — родители категорически против браков детей-подростков?” — недоумевает юрист фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин. Он приводит в пример случаи из практики, когда “дети женятся, а родители против и всем плохо от этого, но в тексте закона нет ни статистики, ни исследований последствий таких браков, тем более подтверждений, что эти последствия негативны”.
Наиболее распространенная причина, по которой разрешают жениться в 16 лет,— беременность и наличие ребенка, что само по себе в школьном возрасте редко находит родительское одобрение. Что именно здесь должно измениться в случае принятия предложения Минюста, не совсем понятно. “Видимо, это лишь уточнение, ведь чаще всего брак и дети несовершеннолетних и так ложатся на плечи родителей”,— считает руководитель проекта “Волонтеры в помощь детям” Елена Альшанская.
Как должен выглядеть механизм подтверждения родительского согласия на практике, в законопроекте не говорится, однако называется новая конечная инстанция, к которой будут апеллировать 16-летние новобрачные. Финальное слово, в случае если согласия родителей нет, а желание вступать в брак есть, останется за органами опеки и попечительства (раньше такие решения выносили местные власти).
“Ювенальная юстиция и так существует порой только де-юре, де-факто не работает, на нее не выделяется достаточного финансирования, или же оно бесследно пропадает,— убежден политолог Валерий Соловей.— Идея Минюста — еще одно отражение общего тренда на расширение вмешательства государства, включая такую интимную сферу, как сексуальные и брачные отношения”. Куда правильнее, по мнению эксперта, было бы ввести обязательные консультации для желающих вступить в брак 16-летних с психологами, сексологами, социальными работниками.