За подделку лекарств предлагают сажать пожизненно



Производство и распространение некачественных лекарственных препаратов могут приравнять к тяжким преступлениям. «Эсер» Олег Михеев подготовил поправки в Уголовный кодекс, которые вводят для фальсификаторов лекарств наказание от штрафа  до пожизненного заключения, если использование подделок привело к гибели людей. В ближайшие дни они будут направлены в правительство и Верховный суд для получения заключения.

В пояснительной записке к законопроекту «эсер» указывает, что сейчас производство и сбыт некачественной лекарственной продукции в нашей стране фактически никак не караются. В законе об обращении лекарственных средств говорится, что его нарушение влечет ответственность в соответствии с российским законодательством. Между тем санкции за фальсификацию лекарств нигде формально не прописаны, косвенно подпадая под действие ряда статей УК, в частности — о частной фармацевтической деятельности, нарушениях санитарно-эпидемиологических правил и сокрытии информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Кроме того, КоАП предусматривает штраф от 1,5 тыс. до 40 тыс. рублей за незаконную реализацию товаров, свободная продажа которых запрещена. Олег Михеев считает эти санкции явно недостаточными для фальсификаторов лекарственных препаратов, которые подчас имеют жизненно важное значение.

— Изготовление и реализация фальшивых лекарств — самый масштабный черный бизнес мира. По данным ООН, мировые объемы рынка наркотиков, нелегального оружия и проституции существенно уступают рынку поддельных лекарств, — указывает он на масштаб проблемы.

Предложенные Михеевым поправки в УК предусматривают в зависимости от тяжести деяния наказание от штрафа в 40 тыс. рублей до лишения свободы на срок до трех лет. При отягчающих обстоятельствах (действия преступной группы, изготовление фальшивых медикаментов, предназначенных для детей в возрасте до шести лет, либо летальный исход от поддельного препарата) — до 10 лет заключения со штрафом до 500 тыс. рублей. Если же фальсификат стал причиной множественных смертей, злоумышленник должен получать максимальные сроки — от 8 до 15 лет, либо пожизненный. Такие меры позволят радикально снизить долю фальсификата на российском рынке фармпрепаратов, уверен парламентарий.

— Это оправданно, поскольку, изготовляя подделку и запуская ее на рынок, производитель осознает, что это может привести к смертельному исходу. А значит, мы имеем дело с сознательным убийством ради наживы, — подчеркивает он.

Автор поправок апеллирует к практике в Соединенных Штатах и странах Европы, где за фальсификацию медикаментов предусмотрены тюремное заключение вплоть до пожизненного и огромные штрафы.

В Росздравнадзоре одобрили предложение «эсера».

— Росздравнадзор полностью поддерживает предложения об ужесточении наказания за фальсификацию лекарственных средств. Вопрос качества фармпрепаратов — это вопрос безопасности населения. Считаем, что люди, выпускающие или распространяющие некачественные поддельные лекарства, должны расцениваться как правонарушители, которые покушаются на жизнь и здоровье граждан, — подчеркнула руководитель пресс-службы ведомства Ольга Малева.

Разиет Натхо («Единая Россия») из комитета ГД по охране здоровья указывает, что доля фальсификата на российском рынке лекарственных средств невелика. Однако она уверена, что поскольку речь идет о здоровье людей, то необходимо более четко прописать в законодательстве наказание за подделку медикаментов.

— Доля фальсификата не превышает 5%. И это в основном просроченный срок годности, когда переклеивают этикетки. Или неправильные условия хранения. Но даже эти незначительные проценты могут представлять опасность для здоровья граждан. Поэтому принципиально я поддержала бы такой законопроект, — подчеркнула она.

Руководитель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков поддерживает «эсера», однако отмечает, что основную опасность представляют не поддельные медикаменты, а выдаваемая за них продукция, которая к лекарствам не относится, например биодобавки.

— Жалоб у нас много на фальсификацию лекарств. Но еще больше — на лекарства-«обманки», те же биологически активные добавки. О том, что они не являются лекарственным средством, сообщают далеко не всегда. Инициатива правильная. Правда, у нас уже была уголовная ответственность, но ее убрали в ходе либерализации законодательства. Теперь хотят опять вернуть. Такие шараханья властей ни к чему хорошему не приведут, — говорит он.

Менеджер по экспертизе российского представительства Berlin-Chemie/Menarini Лариса Дмитриева поддерживает инициативу «эсеров».

— Нашу продукцию часто подделывают, поэтому мы считаем, что в УК необходимо четко прописать наказание за фальсификацию лекарственных средств, — заявила она.

Сергей Подосенов, “Известия”