За пустяковые преступления людей простят



Верховный суд России лишил правоохранителей излюбленного "туза в рукаве": по сути высшая инстанция запретила навешивать на человека надуманные преступления.

Свежий обзор судебной практики, подготовленный Верховным судом, содержит определение, способное в корне изменить правовую практику.

Первый же пункт документа гласит, что нельзя считать преступлением действие (или, если хотите, грешок), хоть и попадающее формально под Уголовный кодекс, но на деле мелкое и несущественное. Не стоит на него переводить не только судебные чернила, но даже тюремную баланду.

Для иллюстрации взят самый что ни на есть жизненный пример: у некоего человека в ходе обыска нашли патрон калибра 7,62 мм. По заключению экспертизы это был самый настоящий боеприпас к нарезному охотничьему огнестрельному оружию. Как установило следствие, подсудимый подобрал эту опасную штучку где-то на улице, принес домой и незаконно хранил до самого обыска.

Тем не менее формально – это не игрушки, а самое настоящее преступление. Поэтому маховики правоохранительной машины закрутились, чтобы наказать человека. В итоге подсудимый З. (так проходит находчивый человек в документе Верховного суда) был осужден за незаконное хранение боеприпасов. Еще пара таких находок, и осужденный формально мог бы стать матерым рецидивистом, грозой общества и государства. Однако Верховный суд, разобравшись в деле, отменил приговор и – а это уже сенсация – реабилитировал человека.

Теперь осужденному положена компенсация, словно он ничего и не совершал. Впрочем, по мнению высшей судебной инстанции, он действительно не совершал ничего такого, за что следовало судить.

"Признавая З. виновным в незаконных приобретении и хранении боеприпаса – единичного патрона калибра 7,62 мм, суд не дал оценки тому обстоятельству, что З. никакого оружия не имел, приобрел (нашел) патрон случайно и при этом не придавал никакого значения его нахождению (хранению) в своей квартире", – говорится в обзоре Верховного суда.

Согласно Уголовному кодексу, не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Это закон, который должны помнить все судьи и правоохранители.

Не секрет, что некоторые оперативники порой держат под рукой настоящий боекомплект "расходных" патронов, которые можно при случае подбросить нужному для следствия человеку.

Достаточно вспомнить, что печально известные оборотни в погонах улучшали свою отчетность с помощью патронов и прочей подкинутой мелочевки. Тем самым они убивали двух зайцев: улучшали показатели, столь важные для карьеры, и высвобождали время для коррупционных дел.

Еще патроны порой подбрасывают людям, которых надо любой ценой посадить. Случайный боеприпас может оказаться и в кармане матерого уголовника – для подстраховки. Бывает, у правоохранителей не хватает доказательств, чтобы привлечь человека за настоящее преступление, но с помощью сюрприз-патрона можно гарантировать, что гражданин не мытьем, так катаньем окажется под статьей. К тому же с патроном в кармане человек так или иначе окажется на крючке у правоохранителей, и вполне может оказаться более сговорчивым, особенно если попадет в камеру.

Однако даже сыщикам надо чтить Уголовный кодекс и придумывать какие-то другие уловки. Как показало дело гражданина З. (определение N 55-Д10-23 ), пустячные уголовные дела могут заканчиваться отменой приговора и реабилитацией. А это значит, что бывшему осужденному положена компенсация из казны.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5549 (173)