Заключенным разрешат продавать свою продукцию через Интернет



alttext



“Российская газета” публикует распоряжение правительства страны, утверждающее перечень трудовых занятий для осужденных.

В списке – охота, рыбалка, обработка драгоценных камней и так далее. Кроме того, документ разрешает осужденным заниматься интернет-торговлей, но список товаров, которые тюрьма может сбывать онлайн, строго ограничен.

Когда человек сидит в тюрьме, он, если по-хорошему, не должен сидеть без дела. Система наказаний – это не только часовые и колючая проволока, но и большое производство. Как сообщили “РГ” в Федеральной службе исполнения наказаний, в прошлом году производственным сектором уголовно-исполнительной системы выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму более 33,2 млрд рублей.

На оплачиваемых работах, по данным за прошлый год, трудоустроено 191,9 тысячи заключенных. В том числе на производстве – 142,4 тысячи человек. На работах по хозобслуживанию исправительных учреждений – 49,5 тысячи человек. Конечно, трудно рассчитывать, что труд перекует матерого уголовника. Но многие сидельцы не входят в число постоянных клиентов тюрьмы. Надеются, отсидев раз, больше туда не возвращаться.

Работа же позволяет рукам человека не застояться и не отвыкнуть трудиться. А в идеале – что-то заработать, погасить иски (а в тюрьму нередко попадают с долгами, так как надо возместить ущерб от преступления), если же повезет, то и накопить что-то перед освобождением.

Впрочем, для этого на тюремных предприятиях должны быть более-менее достойные зарплаты. Например, как недавно сообщил журналистам руководитель управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу, средняя зарплата заключенных в регионе составила 338 рублей.

Руководство тюремного ведомства не раз заявляло, что зарплаты за решеткой действительно проблема, которую надо решать. Есть колонии, где заключенные зарабатывают неплохие деньги. Есть, где на руки получают сотни рублей. Причин тому масса. Но, как уверяют руководители ФСИН, сейчас прорабатываются различные проекты, позволяющие и развивать производство в казенных домах, и поднимать зарплату осужденным.

“Зарплата осужденных, работающих на производственных объектах уголовно-исполнительной системы и у предпринимателей, разместивших производство в колониях, за последние пять лет выросла практически на 50 процентов, – рассказывал не так давно журналистам первый заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый. – При этом среднемесячная заработная плата осужденных, полностью отработавших норму времени и выполнивших установленные нормы выработки, превысила минимальный размер оплаты труда (5554 рубля в 2014 году) и составила 5714 рублей”.

Есть надежда, что публикуемое сегодня распоряжение правительства тоже позволит открыть новые рабочие места за решеткой. Вступает в силу документ с 1 января будущего года.

Пожалуй, самые любопытные пункты касаются интернет-торговли. В списке, например, “торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет” за вознаграждение или на договорной основе”.

Эксперты, опрошенные “РГ”, затруднились в ответах, как может выглядеть интернет-торговля из казенного дома. Естественно, вольного доступа к Сети у заключенных не будет. К тому же пока непонятно, подразумеваются ли автомобили, сделанные в казенных домах. Или колониям разрешат открывать дилерские центры. Или при тюрьмах могут появиться авторынки для продажи подержанных авто? Пока есть только вопросы. К тому же за решеткой есть автомобильные производства. С нуля машины там не собирают. Но, например, переоборудовать обычные “КАМАЗы” в автозаки (авто для перевозки заключенных) вполне реально.

Что же касается охоты и рыбалки, то здесь ничего особо нового. Про рыбалку заключенных в море корреспонденту “РГ” рассказывали еще несколько лет назад. Понятно, что особо опасных заключенных на рыбалку не отпускают. Но есть разные категории сидельцев. Кому-то разрешено бесконвойное передвижение. Кто-то отбывает срок в колониях-поселениях.

Поэтому у тюремного ведомства вполне есть возможность собрать рыбацкую команду из тех, кому можно доверить и невод, и лодку.

“Основная цель привлечения осужденных к труду – это их социальная адаптация, решение социально-бытовых вопросов, – рассказывал Анатолий Рудый, – получение ими профессий, сохранение и восстановление социальных связей, формирование позитивного отношения к труду. Сегодня мы выполняем госзаказ на пошив форменной одежды для сотрудников внутренних дел, для внутренних войск. Кроме того, активно привлекаем в колонии бизнес. Есть очень серьезные проекты с бизнесменами. Это, например, птицефабрика в Малечкино недалеко от Череповца, где вместе работают свободные женщины и осужденные. Примечательно, что даже после освобождения некоторые осужденные остаются работать на наших производствах”.

Среди недавно открытых производств, например, цеха по выпуску лимонадов в колонии строгого режима N 44 в Кемеровской области. Там производят и разливают напитки “Буратино”, “Лимонад”, “Дюшес”, “Колокольчик”, “Крем-сода”, “Тархун”, “Яблочный аромат”, “Апельсиновый аромат” и несколько видов кваса.

В Липецкой области в прошлом году открылся новый обувной цех, где обувь выпускают на итальянском оборудовании.

Всего, по данным ФСИН, в прошлом году в исправительных учреждениях было организовано производство 3043 новых изделий, что позволило создать 26 тысяч новых рабочих мест. Объем выпуска новой продукции составил 3,95 млрд рублей, прибыль от ее реализации составила 272,8 млн рублей.

Владислав Куликов, Российская газета