Заключенным женщинам разрешат навещать детей



alttext



Правительство страны предлагает серьезно смягчить участь осужденных матерей: женщинам разрешат четыре раза в год уезжать из колоний в короткие отпуска, чтобы проведать детей.

Специальные поправки в Уголовно-исполнительный кодекс пропишут, что если у женщины есть дети до 14 лет, она имеет право на четыре отпуска в год по 15 суток каждый. Если мама не может быть рядом, она будет приезжать.

Такую инициативу правительство внесло в Госдуму. Документ уже принят в первом чтении. Как рассказал “РГ” член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Рахим Азимов, предлагаемые новации не будут распространяться на тех матерей, кто осужден за преступления в отношении несовершеннолетних.

“Проект учитывает требования Конвенции о правах ребенка, одобренной ООН, в которой говорится об ответственности государства за организацию регулярных контактов ребенка с матерью в целях минимизации неблагоприятного влияния разлуки с нею на эмоциональное состояние ребенка”, – сказал Рахим Азимов.

Взрослые должны отвечать за свои грехи. Но наказанными, пусть и косвенно, получаются дети, которые вынуждены жить в разлуке с матерью.

По данным тюремного ведомства, сейчас в колониях находится более 40 тысяч женщин.

Всего за год число заключенных женщин (как отбывающих срок, так и сидящих в СИЗО) снизилось на 3 тысячи человек.

Пока ребенку не исполнилось трех лет, он имеет право находиться в колонии вместе с матерью. Сегодня при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 577 детей. Но если ребенок подрос, а срок у мамы не вышел, приходится расставаться.

Это всегда драма. В лучшем случае (если в данной ситуации применимо такое выражение) ребенок уезжает к родным. В худшем – следует в приют.

Не менее тяжело и тем, чей ребенок остался дома. Ходит в школу. Учит уроки. Играет во дворе. А мама отбывает срок.

По словам экспертов, суды сегодня применяют гуманные подходы и лишь в крайних случаях применяют к женщинам лишение свободы. Но все-таки бывают ситуации, когда перед судом предстает мать, которой по всем нормам надо дать реальное лишение свободы.

Конечно, можно сказать, мол, взрослый должен был сам подумать о своих детях, когда переходил черту. Но в жизни бывает всякое: оступился, наделал глупостей, иногда невольно натворил бед. Спустить с рук такое невозможно, однако вычеркивать человека из жизни нельзя. Да и сам он раскаивается, потому что в душе не злодей. Что делать?

Правительственный проект кардинально меняет подходы к осужденным родителям, причем не только женщинам, но и мужчинам. Точнее – отцам-одиночкам.

Право на отпуска получат и заключенные мужчины, являющиеся единственными родителями. На выходные же женщинам-матерям и отцам-одиночкам разрешат длительные свидания с ребенком, причем даже позволят покидать пределы колонии.

“На такие свидания не будут распространяться ограничения по числу, – поясняет Рахим Азимов. – Но предложенные нормы распространяются на тех осужденных, кто не будет иметь взыскания за злостное нарушение внутреннего распорядка”.

На практике это может означать, что дети смогут поселиться рядом под присмотром какого-то родственника и видеть маму или папу каждое воскресенье. Понятно, что арестанту не разрешат далеко уезжать.

“Увольнение” будет возможно лишь в пределах муниципального образования, где находится колония.

Еще одна новация: осужденным, заслужившим облегченные условия содержания, разрешат за полгода до окончания срока селиться рядом с колонией. Они смогут жить вместе с семьями, но находиться будут под надзором администрации. Но такие условия позволят им быстрее влиться в жизнь на свободе.

Владислав Куликов, Российская газета