Защита от нападения ведет за решетку



Из-за  случая в подмосковной электричке, где пьяный пассажир ранил двух человек, сейчас вновь обострится вопрос о свободной продаже травматического оружия.

По всей видимости, ее скоро отменят – дело определенно к этому идет. И множество людей – в том числе женщины, возлагавшие надежды на свои травматические пистолеты, – будут очень этим расстроены. Но расстроятся они на самом деле совершенно напрасно. Спасая от одной беды, пистолет приносит другую, не менее страшную.

В нашей стране, где насилие так же естественно, как еда и сон, и ты в любую секунду можешь оказаться в центре драки или объектом нападения, травматический пистолет многим кажется единственным шансом на спасение.

Но это только так кажется.

Выстрелив в агрессора, вы его остановите, но после этого наступят неизбежные последствия. На вас будет возбуждено уголовное дело. На вас – не на него. И вы практически наверняка окажетесь виноваты. Почему? Потому что в процессуальной практике гораздо проще доказывается «умышленное нанесение вреда», чем «вынужденные действия в порядке самообороны». А следователи всегда выбирают что проще. И никогда – что сложнее.

Свежий пример: москвичка Александра Лоткова, студентка 3-го курса РЭУ им. Плеханова, стреляла из травматического пистолета в пьяных парней с ножом, когда они напали на нее и ее приятелей, порезали одного, угрожали, а полицейский стоял рядом и смотрел на драку. Теперь она обвиняется в причинении тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ, наказание – до восьми лет лишения свободы).

Дело было 26 мая на станции «Цветной бульвар». Саша с друзьями возвращалась из кафе. Девушки спустились на платформу и ждали ребят, которые замешкались наверху. Через несколько минут они наконец появились – у одного кровь из носа, у другого в крови шея. А среди них – парень в татуировках, пьяный, кавказец, с ножом, выкрикивает угрозы.

С этим парнем (потом выяснилось, его фамилия Курбанов) были еще двое – Белоусов и Ермошкин. На платформе снова вспыхнула драка, у нападавших мелькнул нож. Увидев это, Саша достала из сумки травматический пистолет и выстрелила в воздух. Один парень бросился на нее, повалил, стал отнимать пистолет. Парень из ее компании его стащил. Она поднялась, увидела, что на нее идет Курбанов с ножом, и выстрелила в его сторону. А в это время рядом шла драка между другими парнями. Один держал Сашиного приятеля сзади, другой бил. Из левого бока у него текла кровь. Рядом стоял сотрудник полиции и ничего не делал. В YouTube выложена запись с камеры видеонаблюдения – кто хочет посмотреть, наберите «драка, Цветной бульвар», и вы увидите, как этот страж порядка спокойно смотрит, как люди молотят друг друга, а Саша, отчаявшись, стреляет два раза в дерущихся, чтоб спасти своего приятеля от ножа.

Александра Лоткова ранила 22-летнего Ивана Белоусова и 24-летнего Ибрагима Курбанова. У Белоусова проникающее ранение в легкое, у Курбанова – слепое ранение в мышцу.

Ножевые ранения, которые эти раненые нанесли Дмитрию, парню из Сашиной компании, следствие в расчет не берет. Курбанов с Белоусовым сказали, что нож был у Дмитрия и он так вертел головой, что сам себе порезал шею. Следователь принял это объяснение, и Дмитрий теперь обвиняется в нанесении побоев и грабеже (когда драка уже закончилась, он подобрал с пола бейсболку кого-то из нападавших и в сердцах бросил ее на рельсы – это, по мнению следствия, грабеж). А на Сашу Лоткову возбуждено уголовное дело по статье 111 УК РФ. Это несмотря на то, что она стреляла в целях обороны, защищая своих друзей.

Следствие, однако, не рассматривает версию обороны и обходит все факты, указывающие в ее пользу. Следователь игнорирует показания о том, что Саша стреляла четыре раза, а не три, – то есть был предупредительный выстрел. Не вызывает свидетелей, которые могут подтвердить, что она оборонялась. Не учитывает, что именно ребята из ее компании просили дежурного вызвать полицию. Даже факт, что полицейский был уволен спустя два дня за неисполнение служебных обязанностей, – и тот не играет никакой роли, хотя прямо подтверждает, что полиция бездействовала, поэтому спасать избиваемого приятеля пришлось Саше.

Подобных случаев – когда оборона оказывается тяжким преступлением – великое множество. У следователей простая логика: кто пострадал сильнее – тот будет пострадавший. А кто слабее – тот будет преступник. И переломить эту логику чрезвычайно трудно. Уж если следователь определил с самого начала, какую статью будет доказывать, – такую и будет, и он не передумает, каким бы абсурдом ни выглядело выдвигаемое обвинение.

В июле наша газета писала о Татьяне Кудрявцевой, которая, защищаясь, убила насильника. Ей предъявили обвинение в «убийстве по причине внезапно возникшей неприязни», и только неделю назад, после публикаций в прессе, это обвинение все-таки было снято.

Александра Иванникова, обороняясь, убила таксиста, который пытался ее изнасиловать. Ее судили, обвинили в убийстве, и лишь после громкого публичного скандала дело было пересмотрено, Иванникову оправдали.

Им двоим повезло. А сколько женщин, защищавших себя или близких, были осуждены за тяжкие преступления – это вообще никому неизвестно.

Поэтому, когда перед вами стоит выбор – стать жертвой насилия или, защищаясь, применить оружие, – знайте, что никакого выбора у вас на самом деле нет. Вы проигрываете и в том, и в другом случае. Фатально проигрываете – какими бы обоснованными ни были ваши действия. Поэтому все эти красивые движения властей – разрешить травматические пистолеты, запретить – не должны вас особо волновать. Пистолет поможет вам сохранить жизнь, здоровье, достоинство только в том случае, если следствие окажется справедливым и объективным. А на это очень мало надежды. Почти никакой.

…Кстати, Саша Лоткова купила себе травматический пистолет после того, как в 17 лет подверглась избиению и грабежу. Надеялась, что теперь сумеет защититься и больше с ней такого кошмара никогда не случится.

Юлия Калинина, Московский Комсомолец № 26051