Защитим авансом



Судьи дальних районов предлагают создать институт штатных адвокатов, получающих твердую зарплату от государства за работу в тех районах, где ощущается недостаток профессиональных защитников. А в кодексе адвокатской этики необходимо прописать критерии, по которым можно отличить хорошую защиту от плохой. Раздутые от важности щеки и надменный вид такими критериями не являются.

Подобные предложения собрало Министерство юстиции РФ в масштабном исследовании практики работы адвокатов в стране. Подробные доклады из всех регионов не просто рассказывают, что происходит с нашей защитой на местах, но стараются ответить на извечный вопрос: "Что делать?"

Проблемы везде разные. В Москве главная трудность – найти хорошего адвоката, который будет защищать на совесть. А выбор богат, были бы деньги. В отдаленных же регионах зачастую основная проблема – найти просто адвоката, хоть бы какого. Защитников не хватает, они завалены работой. В итоге адвокаты часто взваливают на себя неподъемное число дел, всюду не успевают, бывает, что с подзащитным знакомятся за пять минут перед судебным заседанием, а дело прочитать вовсе нет времени.

Если же адвокат из рук вон плохо сделал работу, то, как жалуются люди, дисциплинарные комиссии нередко покрывают его. Видимо, корпоративная солидарность берет верх над справедливостью, есть такие подозрения.

Поэтому региональные правоохранители предлагают разбавить дисциплинарные комиссии адвокатских палат судьями, прокурорами, чиновниками и представителями общественности. Ведь, скажем, в квалификационных коллегиях судей заседают не только граждане в мантиях, но и люди, так сказать, со стороны. Например преподаватели юридических вузов.

По мнению судей с Камчатки, критерием оценки профессиональной деятельности адвоката можно сделать в том числе наличие или отсутствие жалоб на него. Если на защитника приходят кипы гневных отзывов, значит, есть повод задуматься. Дыма без огня не бывает, сколько бы комиссия ни отклоняла жалоб.

При оценке также предлагается в целом смотреть на действия адвоката, скажем, много ли жалоб подавал, часто ли навещал клиента в СИЗО. Не пропускал ли судебные заседания. Помочь же в проверках должны адвокатские досье, которые наши защитники должны вести по каждому делу. Пухлое досье – с бумагами, справками, схемами, значит, к защитнику не подкопаться. Если же вместо папки удивленные глаза адвоката, мол, что вы от меня требуете, значит, с ним нужен серьезный разговор. Не исключено – с оргвыводами.

А правоведы из Самарской области прямо предлагают прописать в законе или Кодексе профессиональной этики адвоката обязанность защитника вести адвокатское производство по уголовному, гражданскому, арбитражному, административному или иному судебному делу.

В отдаленных же районах рады любому адвокату, хоть с досье, хоть без. Лишь бы он был. В богом забытых поселках зачастую защитников нет как класса. Адвокату там банально не выжить – в финансовом смысле. Но и там совершаются преступления и постоянно кого-то судят. Поэтому в регионах появляются разъездные адвокаты по назначению. Где-то местные власти оплачивают защитникам даже дорогу и гостиницу, лишь бы ездили и помогали людям.

Но часто командировочные выплачиваются постфактум: сначала адвокат съездит за свой счет, а потом ему все компенсируют. Правоведы предлагают изменить положение и выплачивать командировочные адвокату авансом. А в тех районах, куда не наездишься, возможно, есть необходимость поставить адвокатов на постоянное довольствие.

"Актуальной проблемой остается необходимость нормативного правового регулирования адвокатского присутствия в отдаленных районах, разрешение которой возможно путем принятия федерального закона, предусматривающего ежемесячное денежное содержание адвоката, независимо от количества участия его в процессуальных действиях и судебных процессах в отдаленных и труднодоступных местностях Камчатского края", говорится в обзоре минюста.

Председатель Олюторского районного суда Камчатского края считает, что оптимальным способом разрешения проблемы адвокатского присутствия в труднодоступных районах явилось бы нормативное закрепление института "штатных адвокатов" на территории соответствующего муниципального образования, которым гарантировалось бы денежное содержание независимо от количества дел, в рассмотрении которых он принял участие. Такое же пожелание исходит и от Камчатского краевого суда.

Большинство судов края предлагают, кроме того, рассмотреть вопрос об объединении в единую адвокатскую корпорацию всех участников рынка юридических услуг. "Все юристы, выступающие в статусе защитника либо независимо практикующие, должны иметь статус адвоката, что снизит острую нуждаемость в адвокатах при оказании квалифицированной юридической помощи в отдаленных районах", говорится в документе.

Кстати, так совпало, что в пятницу адвокаты во многих регионах провели акцию протеста, отказавшись работать по назначению за мизерные ставки. Инициаторами стали защитники из Пермского края. По словам защитников, последний раз тарифы на оплату труда адвоката по назначению пересматривались в 2008 году, сегодня в районных судах эта сумма составляет порядка 300 рублей за день работы. Зачастую в отдаленных районах найти частных клиентов невозможно, поэтому адвокатам приходится жить на крохи, заработанные в делах по назначению. Если ничего не измениться, адвокаты угрожают повторить акции, и бойкот может растянуться не на один день, что, по словам правоведов, может создать для правосудия серьезные проблемы.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5733 (60)