Порядок исполнения наказания и исчисления срока ограничения свободы будет уточнен

Также законопроект предусматривает изменения в нормы УИК об ответственности за нарушение порядка и условий ограничения свободы и за уклонение от отбывания такого наказания

По мнению одного из адвокатов, поправки Правительства РФ лаконично дополняют первоначальную идею законопроекта Минюста России и направлены на дальнейшую гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства. По мнению второго, включение в срок отбытия ограничения свободы затраченных на дорогу к месту жительства дней можно считать успехом в решении назревшего вопроса исчисления данного наказания.

11 сентября Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка исполнения наказания и исчисления срока ограничения свободы (законопроект № 1014418-8). Как ранее писала «АГ», проект поправок подготовлен Минюстом России и изначально предусматривал внесение изменений в ст. 47.1 «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы» и ст. 49 «Исчисление срока ограничения свободы» УИК. К моменту внесения на рассмотрение депутатов проект дополнился поправками в ст. 58 «Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания» УИК РФ.

В ч. 3 ст. 47.1 УИК определяются требования к порядку направления осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы или которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания, к месту жительства и явки его в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. «В настоящее время выявлен правовой пробел, связанный с тем, что данные положения не распространяются на осужденных, которым принудительные работы заменены ограничением свободы в порядке статьи 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, и осужденных, освобождающихся из исправительных центров и которым ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания», – отмечается в пояснительной записке.

Кроме того, отмечается, что сохраняется правовая неопределенность, связанная с исчислением срока дополнительного наказания в виде ограничения свободы лицам, отбывающим принудительные работы.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 УИК при назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.

Законопроектом предлагается распространить порядок направления к месту жительства и явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет, предусмотренный в отношении осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы для дальнейшего отбывания ограничения свободы, на осужденных, которым принудительные работы заменены ограничением свободы, и осужденных, освобождающихся из исправительных центров и которым ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания. Также предлагается срок дополнительного наказания в виде ограничения свободы лицам, отбывающим принудительные работы, исчислять со дня освобождения лица из исправительного центра.

При внесении проекта поправок в Госдуму Правительство РФ добавило в него уточнение формулировок ч. 5 и 7 ст. 58 УИК. Так, ч. 5 указанной статьи предложено изложить в следующей редакции: в случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы или принудительных работ в соответствии со ст. 80 УК РФ, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы или принудительных работ. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с поправками в ч. 7 ст. 58 УИК после задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, суд принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы или принудительными работами.

По мнению адвоката АК «Консильери» Александра Чарыкова, внесенные Правительством РФ поправки лаконично дополняют первоначальную идею законопроекта и направлены на дальнейшую гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства. «Правительство дополнительно предложило изменить ст. 58 УИК РФ. Теперь при уклонении осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы суду дается выбор: заменить назначенное наказание на лишение свободы или же на принудительные работы. Ранее альтернативы не было – только лишение свободы. Напомню, что подобный механизм замены наказания на принудительные работы уже предусмотрен, например, в отношении обязательных или исправительных работ», – отметил он.

«Мы наблюдаем дополнение уже предусмотренных законодательством повышающих коэффициентов кратности перерасчетом одного дня содержания под стражей на два дня ограничения свободы, что вполне разумно и гуманно, сравнивая между собой ограничения, налагаемые названными мерой пресечения и наказанием. Включение в срок отбытия ограничения свободы затраченных на дорогу к месту жительства дней можно считать успехом в решении назревшего вопроса исчисления данного наказания. Это тоже очень важный, пусть и не повышающий, коэффициент, поскольку наконец-то достигнуто урегулирование. В данном случае для привилегированного перерасчета оснований нет, поскольку в пути осужденный не ощущает на себе режим исправительного учреждения», – указал адвокат Михаил Кузнецов.

Он отметил, что законопроектом предлагаются заключение задержанного осужденного под стражу и замена ограничения свободы лишением свободы или принудительными работами в соответствии со ст. 53 УК РФ. «В свете обсуждаемых изменений было бы нелишним внести ясность и в описанную вариативность наказаний при злостном уклонении осужденного от отбывания ограничения свободы. Например, суд бы назначал ранее назначенное наказание либо в его дискреционные полномочия входил бы выбор одного из этих двух наказаний. Если второе, то необходимо указать, из чего следует исходить суду», – полагает адвокат.