Государство защитит!



alttext



Заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ, в недавнем прошлом первый заместитель начальника Правового департамента МВД России, генерал-майор милиции Татьяна Москалькова уверена, что сегодня в России потерпевшие и свидетели находятся в безопасности. В понедельник, 24 марта, она рассказала радиослушателям о плюсах и минусах Закона о государственной защите участников судопроизводства.

Ильмира Маликова: Закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства был принят еще в 2006 году. Он реализуется сейчас на практике, но, тем не менее, довольно часто специалисты говорят о том, что он работает не в полной мере. Согласны ли вы с этим как  профессионал, как человек, который стоял у истоков среди разработчиков этого закона?

Татьяна Москалькова: Я хотела бы уточнить, что этот закон был принят еще в 2004 году и вступил в действие 1 января 2005 года. Он распространяется не только на свидетелей и потерпевших, но и на обвиняемых, которые содействуют раскрытию преступления, содействуют правосудию. Я думаю, что не будет преувеличения, если я скажу, что за последние годы преступность приобрела характер масштабной социальной правовой проблемы. И очень важно сохранить доказательственную базу, то есть, создать такие условия, чтобы человек мог давать показания свободно, чтобы эти показания были правдивыми, а он был уверен, что государство готово его защитить в случае угрозы его жизни, здоровью и имуществу или же угрозы жизни и здоровью членов его семью. Я бы даже сказала, что в законе более широко и нравственно поставлена эта проблема. Выражается это в защите не только самого свидетеля, не только членов его семьи, но и просто близких ему людей. То есть, защищается любой человек, который дорог свидетелю или потерпевшему и который может повлиять на его показания.

Ильмира Маликова: Существует ли у нас достаточная материальная база для того, чтобы защищать этих людей? Бытует мнение, что меры защиты потерпевших и свидетелей, такие как перемещение в другой город или, например, изменение внешности, принимаются только в самых громких процессах. А в средних бытовых случаях никаких действий в этом направлении не предпринимается.

Татьяна Москалькова: Хотела бы с Вами не согласиться. Впервые правовая база  по защите свидетеля, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства образовалась в 2001 году, когда в новом УПК 2001-го года появилось пять статей, направленных на защиту этих очень важных и при этом очень уязвимых лиц. Сначала в законодательстве появилась такая норма, которая предусматривает возможность установления псевдонима для участника следственного действия и неразглашения данных о его личности. То есть, его настоящая фамилия, место работы и место жительства помещаются в секретную часть уголовного дела, и ни подозреваемый, ни его адвокат, которые знакомятся с материалами дела по окончании предварительного следствия, не имеют возможности установиться истинные данные потерпевшего или свидетеля и таким образом воздействовать на него. Во-вторых, появилась возможность прослушивания телефонных переговоров, в случае если имеют место телефонные угрозы, без судебного решения. Сам человек, которому поступают угрозы, обращается к следователю с просьбой установить прослушивание и контроль его телефонных переговоров. При этом ему не нужно обращаться с особой просьбой в суд. Третья очень важная мера, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, включает опознание вне визуального наблюдения. То есть, когда опознающий находится вне видимости для того человека, которого он опознает. Ведь это очень эмоциональная и сложная с точки зрения психологии процессуальная мера, когда потерпевший сталкивается лицом к лицу с тем, кто причинил ему ущерб. И здесь далеко не у каждого человека получается давать правдивые показания, потому что большинство людей боятся преступников, и это вполне естественно, как вы сами понимаете. И, наконец, еще одна мера, предусмотренная Уголовно-процессуальным кодексом, связана с тем, что предусматривается закрытое судебное заседание, если этого требует обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства. Кроме того, в суде возможен допрос свидетеля и потерпевшего вне помещения судебного заседания. С помощью современных технических средств. Позже был принят закон, уже не связанный с процессуальными действиями, но связанный с организацией их безопасности. Это как раз тот самый известный нам Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Таким образом, ясно, что в России сейчас предусмотрены все меры для обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших и их родных и близких. Вопрос только в том, что менее 30% свидетелей и потерпевших знают о своем праве на меры безопасности. Вопрос здесь только в недостаточной осведомленности граждан.