Одни права для всех



alttext



Программа «Право на защиту» посвящена защите прав и свобод граждан. Сегодня все большее влияние в этой сфере приобретают правозащитные организации. Поэтому программа нередко проходит в формате представления какого-либо некоммерческого правозащитного объединения. В понедельник, 22 декабря, пришла очередь Московского бюро по правам человека. О деятельности организации, основных проектах и планах ее развития в прямом эфире Радио России рассказала Наталья Рыкова, исполнительный директор Московского бюро по правам человека.

Ильмира Маликова: Ваша организация существует с февраля 2002 года. Каким целям посвящена ваша работа?

Наталья Рыкова: Московское бюро по правам человека является одной из лидирующих неправительственных организаций в России. Мы занимаемся очень многими проблемами. Мы осуществляем ежедневный мониторинг по нарушению прав человека в разных сферах. Также делаем специализированный мониторинг «Ксенофобия, расовая дискриминация, антисемитизм и религиозные преследования в регионах Российской Федерации». У нас есть люди, которые присылают нам информацию из разных регионов, примерно из восьмидесяти, поэтому наша информация обновляется ежедневно. Кроме того, мы делаем ежемесячные и ежегодные мониторинги, и я рада сказать, что наши данные используют даже такие влиятельные международные организации, как Amnesty International (Международная амнистия) и ОБСЕ. Информация, которую мы получаем в ходе наших мониторингов, мы всегда анализируем и посылаем в прокуратуру, в правоохранительные органы, Уполномоченному по правам человека. Но мы занимаемся не только анализом информации и ее обобщением, также мы ведем и практическую работу. Прежде всего, у нас есть «горячая» линия. Любой человек, если его права были как-то ущемлены или нарушены, может позвонить на линию и получить поддержку. Мы оказываем юридическую поддержку от «а» до «я» и адвокатскую помощь, осуществляем юридическое сопровождение в судах.

Ильмира Маликова: В каких случая к вам обращаются люди? Как правило, юридические услуги оказываются различными адвокатскими бюро и юридическими конторами за деньги, причем не всегда доступные. И поэтому правовой нигилизм, о котором говорят власти, у нас порожден правовой безграмотностью, и это для нас скорее не вина, а беда…

Наталья Рыкова: Вы знаете, я могу сказать насчет тенденций. В последнее время обращается очень много людей, чьи права нарушаются в плане расовой и религиозной нетерпимости. Поэтому на данный момент мы во многом стараемся помогать мигрантам, поскольку сейчас в нашей стране они стали действительно преследуемым и ущемляемы меньшинством. Также люди обращаются по поводу нарушения социальных прав: это унизительно маленькие пенсии, нарушение прав на льготное жилье и так далее. Но, безусловно, самая большая категория – это жалобы на правоохранительные органы. Тут бывают самые разноплановые ситуации: это и избиение при задержании, и изначально неправомерное задержание…

Ильмира Маликова: Когда вы говорите, что оказываете юридическую поддержку мигрантам, вполне можно предположить, что наши радиослушатели скажут, что правами мигрантов должны заниматься не наши российские организации, а те страны, гражданами которых они являются. Ваша деятельность может вызвать и негативную реакцию.

Наталья Рыкова: Безусловно, негативные отзывы есть. Но, вы знаете, мигранты, привлекаемое трудоспособное население, являются как серьезной задачей, так и, к сожалению, головной болью для России. Потому что без привлекаемого труда наша страна не будет развиваться теми путями, по которым она планирует свое развитие. Не будут развиваться регионы, не будет повышаться экономическая составляющая. Ведь, если взять для примера Москву, то становится очевидно, что те места, которые занимают мигранты, коренные москвичи никогда не стремились занять. В свое время Правительство Москвы даже объявило тендер на замещение таких должностей – дворников, продавцов на рынке, строителей и так далее. И вы знаете, что эксперимент провалился, потому что на эту замену не пришел практически ни один москвич. В последнее время свою коррекцию, безусловно, внес экономический кризис, который разразился не только у нас в стране, но и во всем мире. Но в любом случае, количество людей, которые приехали в поисках работы в Россию, нашли работу, на которую не претендует население Российской Федерации, и выполняют ее, так вот количество этих людей исчисляется миллионами. Только в одной Москве работают несколько миллионов, а каково количество по всей стране, я даже не берусь посчитать. Потому что я могу ориентироваться только на число зарегистрированных людей, но ведь на самом деле, как вы понимаете, их гораздо больше. И то, что испытывают эти люди, в большинстве случаев не является комфортабельной или удобно жизнью. Они приехали зарабатывать деньги, и в то же время их постоянно прессуют, обращаются с ними очень плохо. А в последнее время эта ситуация приобрела уже катастрофическое значение. Потому что в условиях кризиса трудовая сила, используемая на предприятиях, сокращается, люди остаются без работы, на улице, а уехать им очень сложно. Московское бюро по правам человека делает мониторинг по нападениям на почве ксенофобии и этнической ненависти. И если говорить о статистике, то, по нашим данным, за первые десять месяцев этого года произошло около 280 нападений такого рода. Итог весьма печальный – 118 человек погибли, более 60 человек получили тяжелые ранения. Если сравнивать с прошедшим годом, то в 2007 году погибло около 60 человек. Думаю, легко посчитать разницу и понять, почему мы обратили внимание на эту проблему…