Осеннее обострение



alttext



Начало осени для нашей страны в очередной раз ознаменовано страшными происшествиями. Это и военная агрессия Грузии против ЮО, и авиакатастрофа в Перми. Так получается, что осень сама по себе является депрессивным временем года, но когда на это накладываются еще и трагические события, психологическое состояние у многих людей становится действительно тяжелым. О том, как пережить эмоциональную травму и избежать нервного срыва, рассказал начальник отдела экстренной психологической помощи Московской службы психологической помощи населению Сергей Тиунов.

Ильмира Маликова: Сейчас, когда в нашей стране произошло сразу несколько трагедий, можно ли уберечь себя от сильных психологических эмоций и переживаний? И надо ли сразу бежать к психологу или можно ограничиться саморегулированием?

Сергей Тиунов: Да, сейчас мы попали в некий такой водоворот событий политической жизни и чрезвычайных ситуаций. Сказывается и такой сезонный спад, плюс к этому люди пришли из отпуска, а значит, вернулись из солнечных регионов в покрытую серыми тучами и облаками дождливую Москву, например. Динамика последних пяти лет показывает, что почему-то именно август и начало осени чреваты какими-либо катаклизмами. Если привести какие-то восточные сравнения, то август – это самый огненный месяц. Поэтому именно в этом месяце люди отдыхают. На море, на даче, просто на природе. Очень важны отдых, созерцание, прогулки с друзьями и близкими.  Мы как психологи готовимся к этому периоду особенно тщательно. Мы оставляем большее количество работающих специалистов, стараемся уходить в отпуск в другое время. Кроме того, к этому периоду мы готовим методички, специальные пособия для населения, выступаем на радио, на телевидении, в прессе. Мы профессионально готовимся, чтобы защитить население от предполагаемого спада настроения, страхов, фобий. Но с другой стороны, вы знаете, здесь можно сказать, что и зимние периоды, когда повышается количество аварий и люди падают и травмируются, тоже тяжелые. Безусловно, важны и солнце, и луна, и какие-то атмосферные явления, которые тоже могут оказывать влияние, особенно на людей с неустойчивой психикой. Но все-таки нужно учитывать, что не только время года влияет на психику.

Ильмира Маликова: Сейчас во многих средствах массовой информации активно рекламируются средства, которые якобы стабилизируют психическое состояние человека. Хотя они и не являются серьезными транквилизаторами, сегодня все же саморегулирование нашего сознания смещается в сторону медикаментозного пути…

Сергей Тиунов: Есть так называемые функциональные, или пограничные состояния, которые могут лечиться не специальными медикаментозными средствами, а путем той же психотерапии, физической нагрузки, отдыха, каких-то хобби. И, по опыту моей многолетней практики, такие состояния очень легко уходят и без помощи специальных психотропных лекарств. Но есть тяжелые состояния, относящиеся к группе психических  расстройств или тяжелых депрессий, фобий. В таких случаях просто так, одними психологическими или психотерапевтическими техниками справиться невозможно. И здесь нужно просто принимать решение. Потому что если в такой ситуации человеку не помочь, он может пойти и на суицид, к примеру. Или же может уйти в более тяжелое состояние и начать проявлять агрессию по отношению к своим близким или к окружающим людям. Вот именно для этого и предназначены сильнодействующие антидепрессанты или транквилизаторы. Но увлекаться ими нельзя, потому что, понятно, что в любом случае это химиотерапия, то есть, это синтетические препараты. И длительное их применение, конечно, не может не повлиять на нашу печень, кроветворение, мозг, и так далее. Поэтому я отношусь к этому очень осторожно и по принципу «не навреди». То есть, если есть необходимость в назначении, мы назначаем лекарственные препараты, но все же это прерогатива психотерапевтов и психиатров. И если можно справиться более мягкими, щадящими способами, именно к этому и нужно идти. И я призываю наших радиослушателей к тому, чтобы не лениться в этом плане. Лишний раз встать утром и сделать пробежку или гимнастику, принять холодный душ, посмотреть на солнце, на природу, помассировать активные точки тела – это не так сложно. И поверьте, даже вот эти маленькие, минутные упражнения дадут гораздо больший эффект, чем тот, что дает прием различных микстур или препаратов.

Ильмира Маликова: Каковы клиенты вашей Московской службы психологической помощи населению? Это люди, которые еще могут самостоятельно себе помочь, или же все-таки те, кому нужно медикаментозное решение?

Сергей Тиунов: Мы как раз помогаем людям, которые вот-вот могут сделать шаг в больницу, к лекарствам. И мы занимаемся пограничными состояниями, которые находятся именно между здоровьем и психиатрией. То есть, это тот уровень, который мы называем «психологическим состоянием», или «психологической реакцией». К нам может прийти любой гражданин Российской Федерации. Мы московская служба, поэтому в первую очередь мы оказываем помощь жителям столицы. История нашей службы насчитывает уже пять лет, и за эти годы через нас прошли уже несколько десятков тысяч москвичей. Наша служба многопрофильна, мы оказываем помощь и семьям: многодетным, неполным, тем семьям, где живут трудные подростки. Мы решаем проблемы пожилых людей и инвалидов. Мы помогаем людям, которые попали в чрезвычайные ситуации, будь то пожар, ДТП или авиакатастрофа. Мы также помогаем людям, которые стали жертвами насилия или попали в какие-то масштабные катастрофы, такие как землетрясение или наводнение. Таким образом, на сегодняшний день у нас очень много направлений. Кроме того, есть очное консультирование – то есть, человек может позвонить и записаться на прием к специалисту. Есть также и телефонные консультации. 051 – это наш круглосуточный московский телефон неотложной психологической помощи.