Защити себя сам



alttext



С середины августа в российском сегменте всемирной сети начал работать портал «Национальный узел интернет-безопасности в России». Создатели портала утверждают, что он поможет пользователям защитится от противозаконной информации, интернет-угроз и сетевых атак в Рунете. Что это, реальная помощь Интернет-сообществу или желание госструктур контролировать развитие всемирной сети в России? И действительно ли опасен Интернет сегодня? В понедельник, 8 сентября, об этом рассказали координаторы проекта – председатель правления Регионального общественного Центра Интернет-технологий Марк Твердынин и ведущий аналитик РОЦИТа Урван Парфентьев.

Ильмира Маликова: Сегодня все попытки пропустить Интернет через сито механизмов по обеспечению безопасности воспринимаются Интернет-сообществом весьма неоднозначно. Многие говорят, что это такая некая демонизация, и делать этого не нужно, а Интернет должен развиваться сам по себе…

Марк Твердынин: Демонизировать Интернет, безусловно, не следует. Да, конечно, виртуальная среда еще остается новой средой для нашего общества, а поэтому можно предположить, что демонизировать пытаются то, что не понимают. Но я считаю, что цензура неприемлема, приемлемо только саморегулирование сообщества. И соответственно, от нас с вами, от Интернет-пользователей, зависит, что мы получим из этого явления на самом деле.

Ильмира Маликова: Заявлено, что Национальный узел интернет-безопасности в России, созданный по инициативе вашей организации – это такой хороший опыт общественно-государственного партнерства. Но ведь принцип, на котором развивалась сеть в нашей стране, подразумевает, что государство в этом не принимает никакого участия, это зона свободного общения…

Марк Твердынин: Совершенно верно. Национальный узел никак не связан с введением каких-то рамок или чем-то подобным. Наоборот, это как раз инструмент саморегулирования. То есть, пользователи теперь знают, кому можно сообщить или поделиться тем, что происходит в Интернете. И это не значит «стукнуть». Это скорее значит высказаться. Думаю, это будет более правильный термин. Причем, не просто высказаться, а высказаться адресно. И это очень важно. Потому что это не просто такое обсуждение в очереди за хлебом, например, где возмутились, поговорили и разошлись по своим делам. Национальные узел безопасности – это адресные высказывания. То есть, те слова, которые мы услышим, во-первых, будут прокомментированы, а во-вторых, общественная организация сможет донести их до тех, кому до этого действительно есть дело.

Ильмира Маликова: Урван, расскажите, когда был запущен сайт «Национальный узел интернет-безопасности в России»? Есть ли уже на данном этапе какие-то результаты?

Урван Парфентьев: Официально о запуске сайта мы объявили буквально две недели назад, если назвать точную дату, то это 15 августа. И уже сейчас мы ощущаем востребованность такого портала. Во-первых, люди, которые являются профессионально подготовленными в своей области, достаточно активно стали обращаться на линию помощи по вопросам, связанным с оборотом информации в Интернете и с противоправными случаями оборота информации. Им требуется как специализированная, так и юридическая поддержка. Кроме того, поступает достаточно много сигналов о том контенте, который пользователи посчитали противоправным. В данном случае люди выступали с позицией «сделайте что-нибудь».

Ильмира Маликова: В основном противоправные действия в Интернете связаны с мошенничеством и с тем, что называется электронными платежами?

Урван Парфентьев: Не только. Интернет-сообщество сегодня привыкло к древнейшему виду Интернет угроз – это программно-технические вирусы, трояны, и так далее. Затем, мы уже привыкаем к их разновидностям – различным Интернет-мошенничествам, то есть, если быть более точным, к мошенничествам, совершаемым при помощи Интернета  и высоких технологий. Однако, очень часто не учитывается или прямо не воспринимается то, что определенный контент, то есть, информация, которая публикуется в Интернете, также может быть опасной, может нести как прямой вред, так и косвенный. Такая информация может даже угрожать здоровью и психологическому развитию не только самого пользователя, но и его близких. И сегодня наиболее актуальной становится необходимость учесть именно этот вид угроз. Это связано с тем, что сейчас в Интернете развиваются не только средства массовой информации, но и средства пользовательского контента. Актуальность конкретного знания о том, что контент может нести определенные и вполне реальные, а не виртуальные угрозы, на данном этапе увеличивается в разы.