Дети. Кризис. Интернет.



alttext



Говорят, что в кризис некогда рассуждать об интернет-безопасности детей. Но как быть, если, в списке товаров первой необходимости для ребенка компьютер давно занимает первое место? Первого июня гости программы «Право на защиту» председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Марк Твердынин и координатор Национального узла интернет безопасности в России Урван Парфентьев обсудили защиту детей от сетевых угроз и рассказали о будущих проектах своих организаций.

Ильмира Маликова: Сегодня первое июня, Международный день защиты детей, и большинство программ на радио и телевидении, посвящены именно детской теме. С одной стороны это превращается в банальность, с другой стороны, пусть в году будет хотя бы один день, когда общество всерьез говорит об этой проблеме. Результаты подхода к «первому июня» у всех разные. Появляются какие-то программы по защите детей на уровне правоохранительных структур, общественных организаций. С другой же стороны, московское правительство приняло накануне Закон об упразднении поста Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве. Те достижения, которые были осуществлены коллективом Уполномоченного по правам ребенка Алексея Голованя, скорее всего, будут безвозвратно утеряны. Хотя Московская городская Дума, комментируя данный закон, уверена, что дети не пострадают. Тем не менее, зачем это было сделано, остается загадкой. Если вам не безразлична судьба Алексея Голованя и существование института Уполномоченного по правам ребенка по городу Москве, как отдельной организации по защите прав детей, вы можете написать соответствующее письмо своему депутату в Мосгордуме. Сегодня мы хотели бы затронуть проблемы интернет-безопасности детей и поговорить о тех событиях, которые произошли в Москве в последнее время. В Общественной палате России прошел «круглый стол» на тему «Проблемы детей в цифровом обществе, а также состоялась выставка информационного центра «Безопасность детей в интернете». В студии радио России сегодня председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Марк Твердынин, координатор Национального узла интернет безопасности в России Урван Парфентьев. Как вы считаете, насколько сетевые «проблемы» детей актуальны во время кризиса?

Марк Твердынин: Когда мы думали над тем, как назвать наш «круглый стол», мы действительно рассуждали о проблемах кризиса, о том, что зачастую дети оказываются на улице. Тем не менее, мы уверены, что в пору кризиса угроза, которая исходит из интернета, подлежат очередной ревизии и очередному осознанию. Порой, мы видим, что те угрозы, которые нам кажутся виртуальными особенно в кризис, становятся реальными. Мы поговорили о путях противостояния таким угрозам.

Ильмира Маликова: На круглом столе звучал тезис о необходимости думать о будущем. Интернет это бурно развивающаяся среда, которая является самой реальной для подростков и детей, где бы они не жили. Доступ в интернет есть везде. На что необходимо в первую очередь обратить внимание, задумываясь о будущем детей?

Урван Парфентьев: Дети и есть будущее. Именно в детском возрасте закладываются основы этики, культуры, всего того, чем будет жить взрослый человек. Именно поэтому эта тема, несмотря на кризис, является актуальной. Обращать внимание нужно на предотвращение таких ситуаций, когда ребенок становиться жертвой тех преступлений, которые в последствие могут повлиять на его жизнь. Во-вторых, необходимо уделять внимание этике и пониманию виртуального мира. Сейчас компьютер для ребенка вошел в набор вещей, которые ребенок считает для себя жизненно необходимыми. Хлеб, вода и компьютер. Понимание им компьютерной среды и виртуального мира, правил его использования и поведения в этой среде также исключительно важно.

Ильмира Маликова: Угроза, которую несет в себе цифровое общество, заключается даже не в том, что ребенок может стать жертвой экстремистской организации или попасть в руки наркодельцов. В сети существует просто масса соблазнов, которой подвержены дети. Компьютерная наркомания сама по себе представляет угрозу. Можно ли противостоять этому явлению? Как можно ограничить времяпрепровождение ребенка за компьютером?

Марк Твердынин: Конечно, это воздействие на психику ребенка и на его здоровье. Мы прекрасно понимаем, что запретами здесь ничего не добиться. Ребенок пойдет на улицу, к приятелю и все равно будет заниматься тем, от чего его оторвали. Прямым способом заставить ребенка невозможно.

Ильмира Маликова: Как вы относитесь к тому, что дети в последнее время стали зарабатывать деньги в интернете?

Урван Парфентьев: Если мы рассмотрим правовое поле России, то увидим, что понятие дееспособности определено четко и привязано к возрасту. Действительность сделок, совершенных ребенком находится под огромным вопросом. Однако, именно этим интернет и популярен среди детей. Проходя через относительно простую процедуру верификации, ребенок может приобрести товары, которые ему не продадут в реальном магазине. В первую очередь это алкоголь. С этой проблемой уже столкнулись магазины в США и Европе. В России эта проблема не настолько развита, однако с распространением кредитных карт, угроза опустошения родительского кошелька может захлестнуть. Например, Англия уже знакома с такой ситуацией, когда трехлетний ребенок, познавая алгоритм работы интернет-аукционов, но, не зная, что такое деньги, покупал дорогие машины и даже экскаватор.

Ильмира Маликова: Вовлечение детей в бизнес с раннего возраста ведет не только к растрате родительских денег. Дети могут влезть в долги, рассказать о том, где они проживают и т.д. Как можно предостеречь детей от таких необдуманных шагов?Урван Парфентьев: Предостеречь можно соответствующей разъяснительной работы, которая должна быть направлена, как на родителей, так и на их детей. Поскольку данная проблема меньше затрагивает мировоззрение и личность детей, нежели в случае с экстремистами и наркоманами, дети будут более восприимчивы в этой ситуации. Если мы говорим о запретительных мерах, то идеального метода в данном случае не будет. Я считаю, что необходимость заключается не в «оттаскивании» ребенка от компьютера, а в объяснении, почему этого лучше не делать.Ильмира Маликова: Недавно Национальный узел интернет безопасности и Фонд «Дружественный Рунет» стали членами сети INHOPE. Как вы оцениваете членство России в Ассоциации ?

Урван Парфентьев: Данное событие случилось одновременно с посещением Президентом России Дмитрием Медведевым стенда территории «Безопасного интернета». Одно событие происходило в Москве, а другое в Европейской комиссии. По инициативе Еврокомиссии в 1999 году была создана международная сеть «горячих линий» по противодействию распространения противоправного контента. С начала в эту сеть входило только 8 «горячих линий». Теперь таких линий 35 из 31-ой страны. Эти линии при помощи общественных механизмов занимаются выявлением противоправного контента в сети, контента, угрожающего детям, и задействует необходимые государственные рычаги для того, чтобы этот контент перестал быть доступным, а люди, которые таким образом угрожают детям, были вывялены и наказаны. В мае этого года Россия в лице Национального узла интернет-безопасности стала членом сети INHOPE и теперь имеет возможность участвовать в трансграничном взаимодействии для того, чтобы противоправный контент, доступный в России, мог быть немедленно удален.

Марк Твердынин: Это членство очень важно для нас. Если бы не стали вступать в эту организацию, то невозможно было бы говорить об интернет-безопасности в России в целом.