Нотариальная азбука



alttext



Можно ли продать половину квартиры? Как получить наследство? Сколько стоит оформить доверенность на жилое помещение? Эти и многие другие вопросы на сегодняшний день невозможно решить без участия нотариуса. Восьмого июня гость программы «Право на защиту» президент Федеральной нотариальной палаты России Мария Сазонова рассказала о развитии института нотариата в Российской Федерации и ответила на интересующие радиослушателей вопросы.

Ильмира Маликова: Сегодня в нашей программе одно из первых выступлений недавно избранного президента Федеральной нотариальной палаты России Марии Сазоновой. Утверждение Марии Сазоновой на пост президента прошло совсем недавно. Вы прошли на этот пост в результате объемной избирательной процедуры, в ходе которой Всероссийское нотариальное сообщество выбрало именно Вас. Вы шли на эту должность с определенной программой. В чем ее смысл?

Мария Сазонова: Главным на сегодняшний день для нотариата является повышение востребованности нотариата в гражданском обороте. Также нам предстоит подумать о новом законодательстве, которое бы более детально регулировало нотариальную деятельность. Сейчас мы совместно с Минюстом договорились о подготовке проекта закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Закон предположительно будет состоять из двух частей, общей и особенной, в которую будет включено описание всех нотариальных процедур. Если мы говорим о роли повышения востребованности нотариата в России, необходимо думать о более серьезном подборе кадров, о систематизированной учебе кандидатов на вакансию нотариуса. Есть еще ряд других моментов, на которые стоит обратить внимание. Например, этот год в нотариате мы объявили годом информационно-технологических новаций. Сегодня невозможно строить отношения ни внутри нотариального корпуса, ни с различными ведомствами без соответствующей технической оснащенности.

Ильмира Маликова: Когда Вы говорите о необходимости работы над востребованностью нотариата в гражданском обществе, возникает следующий вопрос. С нотариусом сейчас в основном связан ряд процедур, которые уже веками установились в нотариате. Это оформление завещаний, наследства и т.п. Каким образом можно повысить востребованность нотариата?

Мария Сазонова: За последние годы нотариат на законодательном уровне искусственно  отстранялся от обязательно удостоверения сделок с недвижимым имуществом, от учинения исполнительной надписи, от участия нотариуса в исполнительном производстве, от ряда других нотариальных действий, которые действительно были веками за нотариусом. Помимо этого в обществе укрепились демагогические рассуждения, мол, нотариат сдерживает конкурентоспособность экономики, нотариат – это дополнительная бюрократическая надстройка в развитии рыночных отношений. Такие умозаключения ни чем не подтверждены. В связи с этим мы считаем необходимым возвращение нотариата с целью защиты прав граждан. Сегодня Президент России Дмитрий Медведев ставит вопрос об оказании квалифицированной юридической помощи населению. Казалось бы, в первую очередь, к этой работе должны быть приобщены правовые институты. А реально получается так, что мы обрекаем народ на сделки с жильем без правового сопровождения, ввиду правовой безграмотности населения. Хотя мы сейчас с Вами за 13 секунд могли бы выстроить схему, которая бы на 99% гарантировала правовую защиту в этой сфере.Если бы нотариус имел право доступа к единому государственному реестру прав и мог во время удостоверения сделки запрашивать сведения об объекте, о субъективных правах на него, о наличии ограничений для отчуждения, о различных обременениях, это бы только способствовало законности совершаемых сделок и правовой защите человека. На сегодняшний день у нотариусов нет такого права доступа, хотя в любом цивилизованном государстве такое право у нотариусов есть.

Ильмира Маликова: Чем можно объяснить отсутствие такого права у нотариусов, борьбой с коррупцией?

Мария Сазонова: Факторов много. В первую очередь, есть разобщенное мнение, мол, обойдутся без нотариусов, лишние финансовые затраты ни к чему. Хотя люди, так или иначе, всегда обращаются к юристам для составления, например, договора в письменной форме, и я ни разу не слышала, чтобы юристы делали это безвозмездно. Можно, конечно, скачать типовой бланк из интернет, но опять-таки, должны быть учтены особенности отдельных случаев. В последнее время в обществе укоренилась модель «давайте дадим народу побольше демократии». Получается, что если человек хочет идти к нотариусу, он идет, не хочет – делает сам. Мы эти штампы срисовываем с европейских государств, не понимая, что менталитет в этих странах совсем другой, цена слова другая. В России на определенном этапе формирующегося рынка была борьба за нишу в правовом пространстве. Поэтому, например, риэлторы решили, что они смогут справиться и за нотариуса, и за адвоката, и вообще за всех участников сделки. Я считаю, что в цивилизованном рынке каждый должен занимать определенное место и понимать свою ответственность за то, что он делает. Новая концепция по изменению в Гражданский кодекс достаточно серьезно прописывает функцию нотариата во многих аспектах гражданско-правовых отношений. Мы искренне надеемся, что данная концепция может явиться прологом для работы над законом «О нотариате и нотариальной деятельности».

Ильмира Маликова: Все инициативы по приведению института нотариата в должное состояние встречают очень большое сопротивление на своем пути. Сейчас в условиях финансового кризиса имеет место повышение криминализации, ложных сделок и т.д. Казалось бы, напротив, необходима прозрачная нотариальная база. Что является сдерживающим элементом в данном случае?

Мария Сазонова: Вся беда заключается в том, что отношение к нотариату сформировалось на самом начальном этапе его деятельности в новой организационно-правовой форме. С одной стороны, Вы помните, как интенсивно проходили все процессы в России: приватизация, образование коммерческих структур, развитие рыночных отношений. Тогда хотелось, сделать это как можно скорее и, чтобы никто не мешал. Всем хотелось рассматривать нотариат, как дополнительную бюрократическую структуру. Помимо этого, нотариат долгое время был частью другой структуры – Федеральной регистрационной службы. Служба это была новая, властных полномочий в отношении нотариата у нее не было. Сейчас, после перехода нотариата под крыло Минюста, мы полагаем, что роль нотариата будет изменена. То, что на сегодняшний день уже существует концепция нового закона о нотариате, свидетельствует о намерениях Минюста изменить судьбу нотариата.

Ильмира Маликова: Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, имеют возможность получать 50-ти процентную скидку на услуги нотариуса, однако многие уверяют, что нотариусы заставляют платить таксу за свои услуги полностью. Правда ли это?

Мария Сазонова: К сожалению, да. На первых порах работы нотариата налоговые службы списывали так называемые недополученные суммы, предоставляемые нотариусами льготникам в налогооблагаемую базу. Получалось, что нотариусы предоставляли эти льготы, а по итогам списывали их. Сейчас они перестали это делать, и получается, что льготы предоставляет не государство, а нотариус. Нотариуса трудно заставить предоставлять такую льготу. Вновь мы сталкиваемся с несовершенством законодательства. Поэтому нотариус может сделать «скидку» только в силу своего милосердия. Точно так же сейчас мы имеем парадокс с тарифом госпошлины за сумму проект и техническую работу. Раньше был тариф на нотариальное удостоверение 0.3 % от этой стоимости за составление проекта. То есть вы пришли и не знаете, как составить договор купли-продажи. Нотариус его составляет и имеет право взыскать по тарифу. Минфин урегулировал это таки образом, что нотариус сам вправе устанавливать объем взимаемой суммы в зависимости от объема затраченных усилий. Каждый нотариус по-своему оценивает свои силы. В итоге мы получаем законодательное разложение нотариата. В данном случае необходимо изменять положения налогового кодекса, а перед этим на законодательном уровне доказать обоснованность фиксированного тарифа за любое нотариальное действие.

Звонок радиослушателя: Скажите, надо ли переделывать завещание, если оно было написано в девяностых, а человек еще жив? Если сроки давности у завещания?

Мария Сазонова: Нет, не нужно. Если появилось новое имущество, а в том завещании было конкретное перечисление (машина, земельный участок и пр.), то надо на новое имущество написать новое завещание. Если же в завещании было изначально написано «все мое имущество, которое окажется ко дню моей смерти мне принадлежащим, завещаю…», то ничего менять не надо.Звонок радиослушателя: Имеет ли право московский нотариус выдавать согласие на продажу недвижимости супругу или супруге в странах СНГ?Мария Сазонова: Имеет, если к нему обратился человек, который в этот момент находится в Москве, а его супруг в другой стране продает принадлежащую им обоим квартиру на праве общей совместной собственности.