Отряд особого назначения



alttext



В последнее время словосочетание «московский ОМОН» очень часто появляется в средствах массовой информации. Не осталась в стороне и программа «Право на защиту». В понедельник, 3 ноября, о работе московского ОМОНа рассказали гости прямого эфира – заместитель начальника Милиции общественной безопасности ГУВД по городу Москве, командир ОМОНа генерал-майор милиции Вячеслав Хаустов, командир батальона полковник милиции Петр Сапрыкин и начальник отдела по связям с общественностью и СМИ капитан милиции Алексей Панов.

Ильмира Маликова: В октябре московский ОМОН отметил свою историческую дату – 22 года работы. Наверное, говорить о сегодняшнем дне невозможно без некоторого исторического взгляда. Для чего был создан ОМОН, когда он был создан, какие цели перед ним ставились и насколько они трансформировались за последние два десятилетия?

Вячеслав Хаустов: В 1987 году руководством страны и МВД было принято решение создать в милиции отряд специального назначения. Впоследствии он был переименован в Отряд милиции особого назначения. За этот период отрядом выполнено очень много существенных задач. Основные – это борьба с преступностью, борьба с экстремизмом, обеспечение безопасности при проведении общественно-политических, спортивных, культурных массовых мероприятий. Практически ни одно крупное мероприятие с участием большого количества зрителей не проходит без сотрудников ОМОНа. Каждый боец проходит очень серьезную подготовку. И мы не просто  так выходим на эти улицы и площади. Перед этим мы все, начиная от командира и заканчивая бойцом, серьезно готовимся: изучаем контингент, который приходит на эти мероприятия и принимаем соответствующие решения – как тактически выстраивать наши действия. В том числе мы проводим и профилактическую работу. Много работы проводится на предупреждение и, самое главное, адекватное применение силы при проведении этих мероприятий. За период существования ОМОНа (23 октября мы отметили свое 22-летие) многие сотрудники – а это более двух тысяч – награждены правительственными наградами. К сожалению,  у нас есть и потери. При выполнении специальных заданий погибло 34 сотрудника. Из них 12 – при проведении контртеррористической операции в Чеченской республике. 277 человек получили ранения. У нас также есть герои. Посмертно такого звания удостоены Адамишин Виктор Михайлович, капитан милиции, и Маурин Александр Иванович, старший лейтенант милиции. Кроме того, звания героя удостоен Быстрицкий Николай Тимофеевич, который продолжает служить в органах. Мы гордимся этими нашими коллегами. У них есть чему поучиться нашей молодежи.

Ильмира Маликова: Сколько человек сегодня насчитывает московский ОМОН в своих рядах?

Вячеслав Хаустов: В настоящее время  у нас по штату 2 100 человек. Это четыре строевых батальона, автомобильный батальон, а также десять отделов, которые обеспечивают жизнедеятельность подразделения – кадры, финансы, боевая подготовка, психологи, медицинский отдел и другие службы.

Ильмира Маликова: А кто сейчас может стать бойцом ОМОНа? Ведь у вас происходит набор, и, я думаю, там очень высокая конкуренция и очень строгий отбор… Какими качествами нужно обладать, чтобы попасть к вам на службу?

Вячеслав Хаустов: Людей на службу в ОМОН мы принимаем и в настоящее время. К счастью, сейчас у нас не такой большой отток, как это было ранее.  В основном сейчас мы берем москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. Конкурс очень серьезный. Во-первых, нужно получить очень хорошую характеристику, прослужив в вооруженных силах. Должны быть очень высокими медицинские показатели. Ну и, соответственно, нужно пройти специальные тесты, которые у нас разработаны. Так что, если есть ребята, которые хотят посвятить себя именно службе в спецподразделении, они могут прийти и попробовать себя, мы их приглашаем.В основном люди у нас закрепляются, даже понимая, что служба очень непростая. Хотя я не скрываю – есть у нас и отток. Мы увольняем сотрудника, который не способен выдерживать те нагрузки, которые сейчас возложены на сотрудников ОМОНа. Или бывает так, что некоторые сами изъявляют желание продолжить службу в других органах внутренних дел.

Ильмира Маликова: ОМОН – это все-таки спецподразделение московской милиции. В чем заключаются его специальные задачи? Какова специфика службы в ОМОНе и чем омоновцы отличаются от других милиционеров?

Вячеслав Хаустов: Задачи перед нами ставит Министерство внутренних дел, начальник ГУВД, его заместители. А специфика, прежде всего, в том, что омоновец должен быть подготовлен гораздо более серьезно, чем обычный сотрудник милиции. Как правило, на всех мероприятиях мы находимся в резерве. И если территориальная милиция или оперативные полки не справляются, то здесь вступает в действие мое подразделение. Кроме того, мы оказываем физическую поддержку сотрудникам криминальной милиции при проведении различных специальных мероприятий, в том числе при задержании вооруженных преступников и различных банд-групп. Как я уже сказал, наши ребята очень и очень серьезно подготовлены и готовы выполнить практически любую задачу.

Ильмира Маликова: В последнее время доверие к милиции падает. И история с майором Евсюковым, который стал уже практически нарицательным персонажем, и какие-то другие подобные случаи, которые периодически возникают, существенно подрывают доверие к сотрудникам правоохранительных органов. Как же выйти из этой ситуации?

Вячеслав Хаустов: Проблема такая действительно существует. Но я могу сказать, что если у вас что-то случилось и вы увидели омоновца – подойдите к нему, он всегда окажет помощь. Наши ребята очень понимающие, при любой сложной ситуации всегда придут на помощь законопослушному гражданину. А вот если гражданин нарушает правопорядок, то, конечно, он обойдет омоновца стороной. Даже при проведении так называемых «маршей несогласных» накануне их мы проводим тактические занятия, беседы с личным составом, и я как командир требую от своих подчиненных, чтобы они не наносили никаких травм тем гражданам, которых мы задерживаем, а очень аккуратно помещали задержанных в автобусы. Мы даже отдаем распоряжение, чтобы резиновую палку наши сотрудники всегда держали на поясе и не применяли. Однако, многие, конечно, провоцируют сотрудников, например, в автобусе наносят себе и другим травмы, пытаются раскачивать автобус и так далее. А что касается последних событий, связанных с милиционерами, то мы отнеслись к ним очень болезненно. И на каждом занятии мы работаем в этом отношении. А от нерадивых сотрудников мы стараемся избавляться без разговоров. Поэтому не стоит бояться омоновцев, их надо уважать. Ведь в первую очередь они призваны защищать закон и правопорядок.