Право на семью



alttext



По многочисленным просьбам радиослушателей гостем программы «Право на защиту» во второй раз стала Марина Кащенко, адвокат Московской городской коллегии адвокатов. Тема гражданского брака, обсуждавшаяся в предыдущем выпуске программы, вызвала серьезный резонанс среди аудитории. В понедельник, 8 февраля, в прямом эфире Радио России ведущая Ильмира Маликова и Марина Кащенко продолжили обсуждать нюансы семейного права, в частности, вопросы правового регулирования отношений в официальном браке.

Ильмира Маликова: Существуют ли какие-нибудь детали и нюансы, касающиеся вступления людей в брак в России?

Марина Кащенко: Безусловно, на сегодняшний день, в нашей стране вступлению в брак мешает наличие брака иного. Понятно, что в России не так много многоженцев-россиян, а вот среди иностранцев желающие такое совершить попадаются. Не так часто, но, как бы то ни было, обстоятельства подобного рода порождают требования загсов о том, чтобы граждане иных государств, желающие вступить в брак с гражданами Российской Федерации, представили из своей родины документ о том, что они не состоят в другом браке. И вот сегодня это одно из главных препятствий в регистрации брака, которые встречаются на практике и которые мешают нашим милым, честным, нравственным девушкам соединиться в зарегистрированном браке с иностранными гражданами, даже несмотря на то, что прежних ограничений (морально-этических или политических) на сегодняшний день уже и нет. Но это препятствие преодолимое: для того, чтобы получить такой документ, теперь уже не обязательно ехать на родину. Как правило, достаточно обратиться в консульский отдел своего посольства, и по прошествии некоторого времени, если человек действительно не состоит в браке, соответствующая справка будет им получена.

Ильмира Маликова: Хотелось бы сделать ремарку для наших слушателей. В данном случае мы в меньшей степени говорим о браке с иностранцем-гражданином Великобритании или США – это все-таки пока экзотика. Сейчас иностранными гражданами в нашей стране считаются те, кто живет на постсоветском пространстве и является гражданином СНГ.

Марина Кащенко: Да, при этом этнически они даже могут быть русскими, однако, в силу каких-то обстоятельств, получившими гражданство государства, которое на сегодняшний день РСФСР не называется.

Ильмира Маликова: При этом мы ведь пока не слышали о массовом желании среди латышей, литовцев или эстонцев вступить в брак с российскими гражданками. В основном это украинцы, молдаване (или молдаванки), азербайджанцы, таджики и киргизы, потому что эти люди как раз в максимальной степени сейчас присутствуют на нашем рынке трудовых резервов. И здесь возникает еще одна коллизия. Подавляющее большинство среди этих иностранцев никоим образом не зарегистрированы как мигранты. И не возникнет ли при обращении в консульство за справкой вопрос, на каких основаниях человек находится в Российской Федерации? Не споет ли тогда российской невесте потенциальный жених песню о том, что “у нас такой любофф, но если мы поженимся, меня сразу вышлют на родину”?

Марина Кащенко: Действительно, кто-то может воспользоваться и таким надуманным предлогом для того, чтобы избежать зарегистрированного брака. Девушки, не попадайтесь на такое лукавство. Потому что посольству или консульству нет никакого дела до того, соблюдает или не соблюдает гражданин их государства миграционные правила России. Более того, зарегистрировать брак может не только иностранный гражданин, проживающий и работающий в России. Зарегистрировать брак вправе даже человек, приехавший в гости! Гражданин другой страны может, например, познакомиться со своей будущей супругой по Интернету и приехать в Россию специально для того, чтобы зарегистрировать брак. Или он может в это время находиться здесь в командировке, а то и просто проездом. То есть, право на работу или, если хотите, легальное нахождение на территории Российской Федерации и право на регистрацию брака – это вещи совсем не связанные. Это только вопрос времени, все остальное – отговорки.

Ильмира Маликова: С другой стороны, проблема многоженства даже для граждан нашей страны решается  очень просто: потерял паспорт со штампом и все. Как себя защитить от таких двоеженцев?

Марина Кащенко: Вы знаете, конечно, легко давать советы, а сложнее им следовать. Однако, в действительности, ведь не случайно раньше перед регистрацией брака и перед тем, как создавалась семья, происходило знакомство с родителями, знакомство с родственниками. Мне кажется, что изучение биографии семьи своего возлюбленного перед вступлением в брак по-прежнему актуально. Хотя бы для того, чтобы избежать возможной регистрации брака вот с таким потенциальным двоеженцем. К слову сказать, чем опасно двоеженство? Если вдруг, рано или поздно, эти обстоятельства вскроются, то супруга легко может лишиться всего того, что ей дает брак. Хотя, по большому счету, такой двоеженец тоже рискует немало. По крайней мере, человек, который женился, имея супругу в биографии, даже при потерянном паспорте, вполне может быть снят с регистрационного учета без всякой мороки и без всяких сложностей, когда будет изобличен. В такой ситуации брак, зарегистрированный с гражданином, который ранее состоял в браке, признается недействительным. Но надо заметить, что при этом дети, появившиеся в таком браке, совершенно не страдают – все их права сохраняются.

Ильмира Маликова: А двоеженство является в нашей стране уголовным преступлением?

Марина Кащенко: Нет, двоеженство у нас не является уголовным преступлением, если только не удается доказать, что на регистрацию брака при наличии предыдущей жены гражданин шел с некой мошеннической целью. То есть, двоеженство как таковое – не преступление, а мошенничество, безусловно, уголовно наказуемо.