От сирот поворот



alttext

Алексей Головань
Директор благотворительного центра "Соучастие в судьбе"

В начале августа 2011 года был принят законопроект, направленный на защиту жилищных прав детей-сирот. Гость программы «Право на защиту» Исполнительный директор благотворительного Центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань разъяснил особенности нового документа.

Ильмира Маликова: Сегодня мы будем говорить о защите прав детей. В нашей студии Исполнительный директор благотворительного Центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань. Судя по тому мониторингу, который ведется и СМИ, и специалистами в области защиты детства, получается, что, с одной стороны, идет законодательная работа по усилению прав ребенка, с другой стороны, есть правоприменительная практика. В начале августа был принят очередной законопроект, который, очень хочется надеяться изменит ситуацию к лучшему, о предоставлении жилья подросткам, которые находятся без попечения родителей…

Головань: Эта проблема «с бородой» тянется еще с 90-х годов. Многие выпускники детских домов, ребята, которые находились под опекой в семьях, не обеспечены жильем. Проблема связана с тем, что это льгота, которая предусмотрена федеральным законодательством, но ее выполнение возложено на региональные власти. В ряде субъектов, да практически во всех, денег на предоставление жилья нет. Идут обращения в федеральный центр, с тем, чтобы часть расходов взяли на себя российские власти. Уже четвертый год деньги из федерального бюджета идут в регионы. Если в прошлом году на эти цели был потрачен 1 млрд. рублей, то в этом году будет потрачено 6,5 млрд. рублей. Разница существенная. Между тем, помимо денег, оказались не урегулированы вопросы с порядком учета детей-сирот, порядком предоставления жилья. Весь этот спектр достаточно разнообразных проблем решается одним абзацем в Жилищном кодексе и рядом предложений в специальном законе от 1996 года № 159 о дополнительных гарантиях по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все остальное отдано на усмотрение субъектам, где, как известно, «кто в лес, кто по дрова». Кто-то давал сертификаты, кто-то деньги, кто-то квартиры, а кто-то комнаты…

Маликова: В законе же идет речь о том, чтобы обеспечивать ребенка сиротой не комнатой, а отдельным жильем…

Головань: В том-то и дело, что нет. Только сейчас, в проекте закона, который внесен 3 августа 2011 года в Госдуму РФ, говорится о том, что жилье должно быть в виде отдельного жилого помещения в многоквартирном доме, т.е. квартира, либо целиком дом, не часть дома. Если закон будет принят, а я уверен, что он будет принят, то он вступит в силу с 1 января 2012 года. Кроме того, законопроект регламентирует требования к помещению – оно должно отвечать санитарно-техническим нормам. Помимо этого, на органы исполнительной власти возлагаются обязанности по контролю за юридической чистотой сделки с недвижимостью. Самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что когда этот закон вступит в силу, жилье детям-сиротам будут предоставлять не по договору социального найма, а по договору найма специализированного жилого фонда сроком на 5 лет, что позволит защитить это жилье от каких-либо неразумных действий со стороны детей. Эта норма ранее работала только в Москве. Она позволила после 2000 года практически ликвидироать черный рынок махинаций и мошенничеств с жильем сирот. В России же, как только пошли деньги из федерального бюджета, пошли сделки, так тут же активизировались мошенники, которые самыми разными способами пытаются нагреть руки на чужом имуществе.

Маликова: Как я понимаю, самое главное в новом законе, это то, что предоставляется отдельное жилье, и это жилье 5 лет находится в специализированном фонде государства, что пресекает какие-либо сделки по нему…

Головань: Да. В Москве такое жилье называется жильем безвозмездного пользования, но в новом законе оно будет называться немного по-другому. Так же будет разработан и утвержден специальный договор найма, разработаны критерии, при которых этот договор через 5 лет может быть продлен еще на один срок, дополнительные полномочия и обязательства получат органы опеки. Эта ситуация с моей точки зрения будет способствовать тому, чтобы жилищные права ребят будут в большей степени защищены…. В законе появилась еще одна норма. Сегодня, если даже за ребенком сохранено жилое помещение, то его всегда возвращают в это помещение, да же если там живут родители алкоголики, наркоманы, уголовники. Это абсурдно, потому что ребенка возвращают в ту же среду, из которой в свое время вытаскивали. Причем, зачастую к людям, которые юридически уже не являются членами его семьи. Теперь же вводится норма о том, что если в жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав, люди, болеющие определенными тяжелыми заболеваниями, если помещение непригодно для проживания, то в это жилое помещение ребенка не возвращают. Есть норма в этой статье о том, что дополнительные основания для невозвращения ребенка в имеющееся старое жилье, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.

Маликова: Какова мера ответственности для чиновников, которые занимаются волокитой и не предоставляют жилье сиротам?

Головань: С моей точки зрения такая ситуация очень не хорошая для страны, где дети-сироты очень часто просто вынуждены идти в суд и добиваться себе предоставления жилплощади. Чиновники мало того, что спокойно смотрят на сам факт обращения в суд сироты, но иногда с остервенением, настойчивостью пытаются противостоять этим ребятам в судах, доказывая, что они правы, а ребенок нет.Насколько я знаю, следом за принятием этого закона, будут вноситься изменения в Административный кодекс, которые будут касаться ответственности должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления за ненадлежащее исполнение федерального законодательства.

Маликова: Если происходит нарушение прав детей-сирот в части предоставления жилья, в какие органы обращаться?

Головань: В первую очередь, в Прокуратуру, а так же к уполномоченным по правам ребенка, которые действуют во многих субъектах России… Маликова: Уполномоченный по правам ребенка – это в большей степени надзор общественный, нежели исполнительный.Головань: Я хочу сказать, что есть несколько инстанций, куда можно обратиться. Всегда должен быть выбор. К слову сказать, региональные прокуратуры, как правило, очень активно защищают права детей-сирот в этой части. Это прокуратуры Махачкалы, Костромы, Иванова, Твери, Республики Коми… Можно обращаться в общественные организации. Понятно, что уровень этих организаций разный, но по крайней мере они могут помочь сориентироваться в законодательстве и в практике применения тех или иных норм.

Маликова: Насколько часто в Ваш благотворительный центр обращаются дети-сироты за восстановлением своих жилищных прав?

Головань: У нас в год бывает больше 1000 обращений. Мы готовы активно помогать выпускникам детских домов, всем детям-сиротам. Можно обращаться в нашу организацию, которая находится по адресу: Москва, Новый Арбат, дом 19, кабинет 1803. Наш телефон: +7 495 697-40-60. Чем можем, мы обязательно поможем.