Функция государства – делать людей счастливее



alttext



В России может быть вновь введена практика обязательного нотариального оформления сделок с недвижимостью. Положения сохранены в новой редакции Гражданского кодекса РФ. «Теперь закрепление этой нормы будет напрямую зависеть от принятия закона о нотариате», – заявил глава Министерства юстиций Александр Коновалов на заседании коллегии ведомства 29 февраля. О том, как развивается сегодня нотариат, какие вопросы стоят перед ним, поговорили с Ильмирой Маликовой гости программы «Право на защиту»: нотариус города Москвы Алексей Сафонов и директор Фонда развития правовой культуры Алексей Лацейко.

Ильмира Маликова: Мы вновь возвращаемся к вопросу развития нотариата. Глава минюста заявляет, что не только будет введена практика обязательного оформления сделок с недвижимостью, но и будут расширены полномочия нотариата. Теперь стоит вопрос только о том, сколько нотариат на себя может принять. Какие же полномочия предлагаются нотариату, что он может вынести?

Алексей Сафонов: Во-первых, я бы хотел сказать, что речь не идет об обязательном нотариальном оформлении, потому что нельзя принудительно сделать граждан счастливыми. Поэтому стоит вопрос о возможности сделать нотариат таким, чтобы люди, которые собираются совершить какую-то сделку, имели желание обратиться к нотариусу. Необходимо, чтобы у нотариуса было как можно больше полномочий, чтобы сам гражданин не предпринимал никаких усилий. Например, ко мне приходят два человека, один хочет продать квартиру, второй – купить. Я выясняю, на каких условиях они хотят совершить сделку. После этого, руководствуясь полномочиями, которые предусматривает закон, я сам обращаюсь во все организации для решения всех вопросов, сам составляю договор, на следующий день, обе стороны просто его подписывают, если их все устраивает. Мои нотариальные задачи: привести обе стороны к сделке, проследить, чтобы эта сделка не противоречила закону. После их подписи, я ставлю свою подпись, и договор становиться законом для данных граждан. Оспорить его можно в случае, если одна из сторон не соблюдает условия сделки.Кроме того, я знаю, что существует много проблем с передачей денег, часто используются банковские ячейки, риелторы, для которых не предусмотрена имущественная ответственность, решение этой проблемы может взять на себя нотариус. Через депозит нотариуса можно оплатить необходимую сумму. Это гораздо удобнее для граждан. Нотариусу невыгодно проводить сделки, которые будут неуспешны, потому он может ответить своим имуществом, суммой, которой нотариус страхует свою деятельность, в том случае, если одна из сторон получит ущерб от нотариальных действий.

Ильмира Маликова: Если пройдут реформы нотариата, то мы столкнемся с переделом рынка. Риелторы в свое время боролись за простоту оформления документов, призывали не ходить к нотариусу, так как сами риелторы гарантируют все сделать быстро и качественно. От услуг риелторов никто не откажется, они будут подбирать варианты, но завершать сделки будут нотариусы, а значит, появится пошлина, дополнительные расходы. У нас же люди любят экономить на мелочах.

Алексей Сафонов: Я опять хочу акцентировать внимание на том, что все будет необязательно. Человек должен решать все сам. Что касается риелтов, я думаю, что часть представителей этой профессии перейдет в нотариат. У гражданина всегда остается право, если хочет рискнуть без защиты государства, он может все сделать в простой письменной форме. У риелтора нет такой возможности поддерживать обе стороны, он всегда либо на стороне покупателя, либо на стороне продавца, у меня же задача – получить консенсус, чтобы никто не пострадал в итоге.

Ильмира Маликова: Мне кажется, что одна из функций государства – делать людей счастливыми. Когда гражданин не знает, как ему самому стать счастливым, за него должно решить государство с помощью разных институтов.

Алексей Лацейко: На мой взгляд, сами риелторы начали заниматься юридическим оформлением сделок не от хорошей жизни. В настоящее время граждане мало образованы юридически. Было время, когда риелторы просто сводили стороны, получали свой гонорар, и на этом их деятельность завершалась. С введением частной собственности у людей появилась потребность активно покупать и продавать, не было возможности получать юридические знания. До 1995 года, когда отменили обязательное нотариальное оформления, всеми делами спокойно занимались нотариусы, и не было лишних вопросов. Затем гражданам дали своду. До Александра Коновалова Владимир Яковлев выступил с заявлением, что мы пошли по неправильному пути, необходимо наверстать упущенное. Граждане, к сожалению, очень часто идут по пути, когда можно все сделать быстро, просто, несмотря на риск. Ильмира Маликова: В начале февраля 33 жителя Магнитогорска, ставшие жертвами черных риелторов, объявили голодовку. Когда под давлением общественности начались следственные действия, выяснилось, что все сделки, связанные с жильем, оказались недействительными. Можно было бы избежать многих проблем, если бы государство взяло на себя ответственность и пресекло такие черные сделки.

Алексей Сафонов: Оно взяло на себя ответственность. Если сделка зарегистрирована, то государство признает ее действительной. Мне непонятно, почему потом сделки признаются недействительными в судебном порядке. Я думаю, что государство и придумала наш институт, чтобы минимизировать  вопросы, которые возникают без нотариуса. Я обязан выплатить ущерб, если по моей вине, что-то идет не так.

Ильмира Маликова: Обязаны. А можете?

Алексей Сафонов: Конечно, для этого я и страхую свою деятельность, чтобы в случае чего, мог выплатить эту страховую сумму. Более того, если я веду дело по ипотеке, я обязан перестраховать свою деятельность на еще большую сумму.

Ильмира Маликова: Готовы ли нотариусы взять сейчас на себя все те возможности, которые хочет предложить им государство?

Алексей Лацейко: Сложно сказать, на сколько готовы сейчас. С 1995 года нотариусы были отодвинуты от рынка искусственно. Сейчас мы возвращаемся к 1995. Но нотариусы во многом разучились иметь отношения с такими серьезными сделками. Нотариальное сообщество боится, но активно ведутся подготовительные процессы. Проходят семинары, тренинги. Мы подготовили книгу для нотариального сообщества, где пошагово разбирается ведение нотариальной сделки. Уверен, будут хорошие результаты.