Общая история



alttext



События на улицах столицы, начавшиеся с Марша миллионов в мае, продолжающиеся сейчас контрольными прогулками по Москве, привлекают к себе внимание общественности и специалистов. В обществе активно дискутируют о том, какие права и обязанности имеют во время этих массовых мероприятий две стороны: полиция, которая обеспечивает порядок, и люди, которые выходят на улицы чтобы заявить о своих социальных или политических взглядах. Специальные законы, которые регламентируют проведение массовых мероприятий, есть в разных странах. Их основное отличие заключается в том, нужно ли спрашивать на проведение акции разрешение у властей или достаточно просто поставить их перед фактом через письменное или устное уведомление.Что представляют из себя социальные группы российского общества, принимающие участие в массовых мероприятиях? Каким образом можно оценить их деятельность?  Что такое психология современной толпы? В студии “Радио России” ответы на эти вопросы постарались дать Ильмира Маликова и ее гость доктор философских наук, член правления Российской криминологической ассоциации Игорь Сундиев.

Ильмира Маликова: Игорь Юрьевич, в своих публикациях, в частности, в последней, которая называется “Массовые беспорядки: экспозиция технологий”, вы очень активно используете термин  “умная толпа”. Но этот термин совершенно не используется современными политологами, людьми, занимающимися активной общественной деятельностью. Так что же такое современная толпа, которая принимает участие в массовых мероприятиях, митингах?

Игорь Сундиев: Сам термин “толпа” изначально предполагает негативный оттенок. Толпа – это признак критического состояния любого общества. Но с развитием социальных технологий, появился целый ряд форм и методов, с помощью которых формируются достаточные большие группы людей, которые только внешне напоминают толпу, а внутренне очень с ней разнятся. Эти новые сообщества выполняют принципиально другие задачи. Их появлению многое способствовало. Например, практически у каждого человека появилась возможность в режиме on-line быстро связываться с другими людьми. А значит, появилась возможность узнавать новости здесь и сейчас. Образовалась платформа, на которой можно оперировать этой информацией, – социальные сети. Ну и наконец, сформировались технологии ненасильственного изменения государственного строя. Сейчас легко можно вести прямые трансляции с мест массовых событий. Возможность видеть события в реальном времени, без обработки, в том формате, в котором они происходят, принципиально важна. Все, мной перечисленное, позволило разработать массовое явление с названием “умная толпа”.Чем технологически отличается умная толпа? Для традиционной толпы нужен шоковый стимул, для ее формирования нужно минимум несколько часов, умная – готовит все заранее, для ее сбора достаточно нескольких минут. В традиционной отсутствует реальное управление, в умной все четко скоординировано.

Ильмира Маликова: Получается, если эти технологии использовать в мирных целях, они понесут позитивный результат для общества. Например, волонтерские движения. Сотни людей организованно подключаются, чтобы помочь кому-то материально или найти пропавшего человека.Игорь Сундиев: Согласен, любой инструмент можно использовать и во благо и во зло. Социальные инструменты не исключение.Ильмира Маликова: Но с широким распространение социальных сетей появляются люди, манипулирующие мнением людей. Они говорят: “Приходи на митинг, туда придут твои сторонники! Туда придут твои ровесники!” Человек реагирует на лозунги, не понимая весь их смысл.

Игорь Сундиев: Во-первых, сейчас еще с помощью специальных программ можно создавать копии друзей, а значит искусственно создавать сторонников определенных идей. Во-вторых, нереализованность людей в профессиональной деятельности вызывает желание реализоваться в любой другой. Перед людьми в сети создаются образы, которые очень сильно разнятся с действительностью реальной жизни.

Ильмира Маликова: Наверное, массовые акции – это еще и место, где современный человек может восполнить дефицит общения. Найти новых друзей, людей, с которыми похожи взгляды.

Игорь Сундиев: Правильно, потому что это нетрадиционная обстановка. Чем кризисней обстановка, тем лучше проявляется человек, а значит, легче понять, что он из себя представляет.

Ильмира Маликова: При знакомстве на митинге появляется сразу общая история. Это помогает сделать отношения людей крепче. И

горь Сундиев: Было бы прекрасно, если бы все этим и заканчивалось. Но ведь есть и другие последствия. Имея общую историю, люди охотнее собираются снова и снова. То, что было  у нас на майские праздники, не так страшно. Но образ тиражируется, он укрепляется, набирает популярность. Практика показывает, что умная толпа – это инструмент давления на органы власти, в лучшем случае, а как правило, это основной способ смены режима.Надо обратить внимание на инерцию мышления государственного аппарата. Любая организация, прежде чем перейти к действиям, вывешивает на сайтах сообщения о том, что планируется, остается только принять меры. Но у нас получается, что каждое событие – неожиданность. Прозрачный мир требует действий. Это не покер, который был в советский период. Сейчас у нас шахматы, когда все фигуры на доске, остается только играть. Когда, кто-то заявляет о своих действиях, он рассчитывает на агрессию с другой стороны. Если на действия умной толпы агрессия следует – значит государственный аппарат попался в ловушку.