В студии Ева Меркачева, член общественной наблюдательной комиссии Москвы, журналист газеты «Московский комсомолец», и Максим Пешков, ведущий юрист правозащитного движения «Сопротивление», член ОНК Москвы.
За последнее время мы привыкли к тому, что основная тема программ «Право на защиту» — в первую очередь защита прав потерпевших и жертв криминала. Многие программы посвящены профилактике насилия, — в семье, в общественных местах. Но у каждого явления — две стороны, и, помимо потерпевших, в уголовном процессе, конечно, фигурируют подозреваемые, осужденные, обвиняемые. Поэтому замалчивать тему, без которой уголовный процесс невозможен, нельзя. Этот эфир посвящен работе общественно-наблюдательной комиссии города Москвы (ОНК) по соблюдению прав заключенных в местах их содержания..
— Расширение прав потерпевших ни в коей мере не влечет сужения сферы прав обвиняемых или заключенных: права человека должны соблюдаться во всех их проявлениях…
Максим ПЕШКОВ: Говоря о правах потерпевших и жертв преступлений в целом, мы не должны забывать, что права человека — намного шире. Категория эта затрагивает всех людей на планете. Верховенство прав человека признано Организацией объединенных наций, и мы не были бы правовым государством, если бы государство не задавалось такой целью.
Само существование общественно-наблюдательной комиссии (ОНК) свидетельствует, что государство хочет знать мнение общества о соблюдении прав человека именно в местах принудительного содержания, где порой бывает затруднен доступ адвоката, особенно в первое время. Общественно-наблюдательная комиссия — тот институт, те люди, которые в качестве общественной нагрузки, в свободное от работы время осуществляют общественный контроль. Наша основная функция — не только проверить, как соблюдаются права человека, но и донести эту информацию до общества…