Сколько в России наркоманов?



alttext

Александр Алексеев
Президент фонда "Нарком"

В современном мире существование проблем, связанных с зависимостью от различных психически активных веществ, невозможно ограничить пределами одного государства. Это общемировые проблемы, актуальные и в Мексике, и в России, и во многих других странах.

В студии “Радио России” ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова и президент благотворительного фонда “Нарком”, издатель газеты “Пока не поздно” Александр Алексеев обсудили трудности борьбы с наркоманией.

Ильмира Маликова: Борьба с наркотическими веществами является серьезной задачей, которая стоит перед обществом и государством. Для ее решения необходимо привлекать глобальные средства. По данным Центра социологических исследований Министерством образования была составлена аналитическая записка “Наркотизация молодежи”. В графе расходов на приобретение наркотиков указана средняя стоимость одной дозы в 2012 году, она равна 402 рублям.  Данный показатель сильно варьируется по видам наркотических средств. В 2010 году средняя стоимость составляла 600 рублей. Снижение стоимости связано со снижением спроса на наркотики. Однако снижение условно, потому что темпы наркотизации в нашей стране ужасают. Александр Всеволодович, ваш фонд издал бюллетень с аналитической запиской “Наркотизация молодежи”. На обложку у вас вынесены следующие цифры: в течение 2012 года российская молодежь в возрасте 11-24 года потребила не менее 27 млн. 72 тыс. условных доз наркотика. Если к этому числу прибавить еще 36614 тыс. условных доз наркотика, который потребили в течение года пробовавшие хотя бы один раз, то получатся, что в 2012 г. составит 63 млн. 686 тыс. условных доз за год.

Александр Алексеев: Я не могу сказать, что я не доверяю этим цифрам. Но давайте посчитаем, сколько у нас работоспособного населения. Если мы полученные миллионы разделим на миллионы употребляющих наркотики, то мы увидим разницу. По нашим данным, в России сейчас около 15 млн. человек употребляют наркотики регулярно. Если прибавить к этой цифре алкоголиков и лиц, зависящих от других веществ, мы получим цифру в 20 млн. Кто-то считает, что наркоманов у нас больше, кто-то – что меньше. Я же всегда задаюсь вопросом: Кто вообще хочет это мониторить? Почему этим не занимается Наркоконтроль? Хорошо, что хоть Министерство образования повесило у себя на сайте цифры, связанные с наркоманией, заявив о существующей проблеме. Остальные же предпочитают молчать. Я считаю, что необходимо посмотреть на статистику с разных позиций и сторон, тогда мы точно будем знать, сколько у нас наркоманов.

Ильмира Маликова: Я думаю, что статистику очень тяжело вывести, потому что не пойдут же наркоманы переписываться, а реабилитационных центров у нас не хватает. Никто не хочет ставиться на учет сам, и никто не хочет кого-то ставить на учет. Поэтому цифра, заявленная в официальной статистике, – очень лукава.

Александр Алексеев: Безусловно, лукава.

Ильмира Маликова: И получается, что у нас нет представления о количестве людей, которые могут быть вовлечены в употребление наркотиков, потому что нет четкого представления о количестве уже зависимых. Считать некому. Хотя, конечно, существуют определенные методики подсчета, но они пока не работают.

Александр Алексеев: Да, однажды мы впервые услышали, что каждый наркоман вовлекает в систему 15 человек в течении года. Откуда появилась эта цифра? От Всемирной организации здравоохранения. Когда-то мы и этого не знали. Надо сказать, что органы ВОЗ достаточно четко говорят, сколько у нас наркоманов и каких.

Ильмира Маликова: В любом случае, бороться с наркоманией необходимо. И наркополиция, например, предлагает ввести уголовную ответственность за употребление наркотиков. Какова ваша точка зрения на это?

Александр Алексеев: У меня большой опыт работы в этой тематике. Я прекрасно помню историю борьбы с наркоманией. Я считаю, что очередная инициатива, которая запретит наркотики, мало что изменит. Запрещать – мало. Необходим комплексный подход в борьбе с наркоманией. Мы не имеем закона о профилактике, а лучше предупредить, чем потом употреблять карательные меры или реабилитировать.

Ильмира Маликова: Профилактика важна, она спасает человеческие жизни. Но есть мнение, что уголовное наказание – это лучшая профилактика. Человек понимает, что если он начнет употреблять наркотики, то он просто сядет.

Александр Алексеев: Я не могу точно сказать, гуманно ли это. Мы, к сожалению, не видим коррупционную составляющую вопроса. А это немаловажно.