Вера Кожарская: «Любой звонок на «телефон доверия» не случаен!»



alttext

Вера Кожарская
Руководитель детского «телефона доверия» «Перемена - Плюс»

«Телефон доверия» – это социально-психологическая служба, которая отличается высокой мобильностью и позволяет в сжатые сроки оказать помощь большому количеству людей. «Телефонам доверия» для детей и подростков отведена особая роль. Эти службы становятся индикатором раннего выявления неблагополучия в семье. По статистике общее количество детских обращений более 500 тысяч. Из них 30 – 34 тысячи обращений поступают от детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации и эти дети переживают жестокое обращение и насилие.
В 2007 году Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения создал профессиональное объединение – Российскую Ассоциацию детских телефонов доверия. Ассоциация должна повышать доступность и качество экстренной телефонной помощи для детей. Сегодня в Ассоциацию входят 260 телефонов и служб из 63 регионов России.
Ильмира Маликова: Сегодня в студии Радио России руководитель детского «телефона доверия» «Перемена – Плюс», руководитель некоммерческого объединения «Региональный центр практической психологии и социальной работы «Вектор» Вера Ивановна Кожарская. Этот центр работает в Пермском крае и в регионах Поволжья. Мы поговорим о том, как идеи, которые формируются в регионах, работают на практике.

Где работает детский телефон доверия «Перемена – Плюс»?

Вера Кожарская: В 2007 году, совершенно сознательно, в Перми мы создали первый специализированный детский «телефон доверия». Мы заключили соглашение с Правительством региона, Администрацией города Перми. «Телефон доверия» оказался очень востребован. Мы поняли, насколько он был необходим детям и подросткам. Затем, на уровне Российской Федерации было принято решение о том, что подобная служба должна быть повсеместно. Было принято решение о создание единого российского номера. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации взял поддержку детского «телефона доверия». Были заключены договоры, и каждый регион получил возможность создавать у себя подобные службы и присоединять их к единому общероссийскому номеру – 8 – 800 – 2000 – 122.

Ильмира Маликова: Каждый человек, которому необходима психологическая поддержка, может позвонить по этому единому общероссийскому номеру. Далее с ним будут работать сотрудники «телефона доверия» из того региона, откуда он звонит…

Вера Кожарская: Номер работает таким образом, что каждый может получить помощь абсолютно бесплатно и анонимно. Человек попадет в единую линию детских служб, которая работает на территории данного региона. Есть разные режимы работы службы. По стандартам, к которым мы все стремимся, такой телефон должен быть круглосуточным. Пока примерно треть служб работает в круглосуточном режиме. Остальные набирают темп, поскольку речь идет об узких специалистах. Их работа должна быть организована, четко построена.

Ильмира Маликова: В Пермском крае как это работает?

Вера Кожарская: В Пермском крае «телефон доверия» работает с 9 до 21 часа. Мы ставим перед собой задачу на уровне Правительства выделить средства для его круглосуточной работы.

Ильмира Маликова:  Номер «телефона доверия» достаточно простой. Запишите его: 8 – 800 – 2000 – 122.

Вера Кожарская: Действительно, номер простой, но на следующем этапе развития он должен стать трехзначным. Пока он длинный. Это связано с техническими проблемами.

Ильмира Маликова: Вы говорите о том, что существуют стандарты работы «телефонов доверия». Кто разрабатывает стандарты и что они включают?

Вера Кожарская: Разработкой и поддержкой соблюдения стандартов, в частности, занимается Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, Ассоциация детских телефонов доверия. Стандарт описывает деятельность службы, направления, характер и способ оказания помощи ребенку, подробно прописываются все темы кризисных ситуаций. Служба экстренная. Ее главная миссия – оказать помощь во время, чтобы помочь ребенку справиться с экстренной ситуацией. Консультант должен работать очень четко. С одной стороны каждая ситуация индивидуальная, а с другой – необходим четкий алгоритм работы. Так же за основу работы мы взяли многие вещи, разработанные международными ассоциациями детских «телефонов доверия», связанные с проблемой суицида, жестокого обращения, переживаниями подростков.

Ильмира Маликова: В этих трех проблемах Вы практически обозначили самые важные темы обращений. Что первоочередное? Личностные переживания, суицидальные мысли, жестокое обращение?

Вера Кожарская: Если мы посмотрим на статистику, то в основном детей интересуют отношения: со сверстниками, с родителями. Далее идут отношения с противоположным полом. Примерно 7% всех обращений мы квалифицируем, как тяжелые, кризисные.  К ним мы относим обращения подростком с суицидальными мыслями, острое переживание психотравмы, утраты и, конечно, жестокое обращение – насилие, преследование сверстников. Конечно, есть маргинальные семьи, в которых бывают очень острые ситуации, проблемы. Из приличных семей, хочу отметить, так же поступает очень много звонков.

Ильмира Маликова: А дети доверяют взрослым? Они верят, что кому-то на другом конце провода интересна их жизнь и проблемы?

Вера Кожарская: Дети, конечно, стараются нас проверить. У нас есть целый тип таких звонков. Например, розыгрыши – один из них, так же, как и молчание, агрессия, провокация. Мы считаем, что, если ребенок набрал наш номер, пусть он молчит, кричит грубости, этот звонок не случаен. Следовательно, у него есть необходимость, может быть, внутренняя потребность в разговоре. Наша задача – дать ему возможность довериться службе, поверить в то, что его могут выслушать, а затем выстроить с ним содержательный диалог.