Во саду ли в огороде



alttext

Полина Тришина
Заместитель председателя Московского союза садоводов

Ведущая программы “Право на защиту” Ильмира Маликова и заместитель председателя Московского союза садоводов Полина Тришина в студии “Радио России” обсудили проблемы, возникающие внутри садоводческих товариществ.

Ильмира Маликова: Вопросы, которые мы затрагиваем в программах с Полиной Тришиной, интересны большому количеству радиослушателей, потому что у нас в стране несколько миллионов садоводов.

Полина Тришина: Я предполагаю, что даже несколько десятков миллионов. По разным оценкам: от 40 миллионов до 60. Если считать по собственникам земельных участков, то получается одна цифра. Если по числу объединений – другая, меньшая.

Ильмира Маликова: А если считать по количеству семей, то подавляющее большинство граждан относится к садоводам. Отношения в садоводческих товариществах не всегда складываются просто. Приведу пример из личной практики. Накануне в нашем товариществе произошло общее собрание. Согласно уставу, смета расходов садоводческого объединения утверждается общим собранием.

Полина Тришина: Только общим собранием членов, либо собранием уполномоченных, если такой орган управления предусмотрен вашим действующим уставом или каким-то проектом данного устава.

Ильмира Маликова: Собрать людей все сложнее. Если 20 лет назад люди предпочитали отдыхать на своих участках и выращивать на них картошку и огурцы, то сегодня жизнь предлагает нам иные формы досуга, например, путешествия. В нашем товариществе 65 участков, а кворум у нас – 33 человека.

Полина Тришина: Стоит обратить внимание на то, что кворум считается не от количества участков. Участок не может прийти на собрание. На собрание должен прийти член объединения – лицо, являющееся правообладателем земельного участка.  Те, кто не являются членами объединения, приходить не обязаны.

Ильмира Маликова: Да, совершенно верно. У нас 65 членов объединения, из которых на собрание должны прийти хотя бы 33 человека. Как правило, мы уговариваем людей посетить наше собрание.

Полина Тришина: Я бы хотела отметить один известный мне факт, он довольно занимателен. Состоялось решение суда, не важно сейчас по какому делу. Для исполнения решения необходимо  было собрать кворум садоводов. Но несколько раз собрание срывалось, так как приходило недостаточное количество людей. В итоге, в один прекрасный день приехали автобусы с приставами сгонять садоводов на общее собрание членов. Но ничего не получилось.

Ильмира Маликова: Возникает вопрос, можно ли внести изменения в устав садоводческого товарищества о том, что какие-то вопросы могут приниматься не подавляющим числом голосов, а управлением.

Полина Тришина: Чтобы полно ответить на вопрос, я должна сделать несколько замечаний. Во-первых, есть перечень вопросов, определенный 21 статьей Закона о садоводах, решение которых относится исключительно к компетенции собрания членов товарищества. Даже, если собрание членов делегирует полномочия по данным вопросам правлению, то принятое решение будет обязательным к исполнению, только если это решение принято собранием. Нужно понять, что есть ряд вопросов, которые решаются только собранием. Иначе просто члены решат, что не надо решать вопрос о смете, все вопросы должны решать только члены правления. Да, конечно, так делают. Но при принятии решения таким образом нет обязанности платить взнос. Возможность взыскания взносов судебным путем по таким решениям стремится к нулю. Второе направление в данном вопросе связано с решением собирать кворум не из 50% членов товарищества, а из 25%. Это противоречит закону. Кроме того, хочу сказать, что с 1 сентября вступает в силу блок поправок в гражданский кодекс. Решение собрания будет распространятся на всех членов конкретного сообщества, если оно принято большинством голосов присутствующих на собрании при правомочности данного собрания. Итак, решение принимается при соблюдении 2 правил: на собрание пришла половина лиц, имеющих право принимать участие в данном собрание, и большинство от этой половины проголосовало “за”.

Ильмира Маликова: Получается, что ситуация не меняется.

Полина Тришина: Да. Но эти поправки помогут тем, кто не мог раньше разобраться в законе. Все уставы, в которых указаны 20% или 10%, либо другие цифры, работать не будут.