- 23.07.2014
Защита нарушенного права осуществляется только судом!
Для чего человеку нужен садовый участок? Для отдыха, для того, чтобы держать себя в хорошей физической форме, или чтобы обеспечивать семью овощами, фруктами, зеленью и ягодами? В студии “Радио России” ведущая программа “Право на защиту” Ильмира Маликова и заместитель председателя совета Московского союза садоводов Полина Тришина поговорили о садоводческих товариществах.
Ильмира Маликова: Каждый по-своему называет свой загородный участок: “фазенда”, “усадьба” или просто “шесть соток”. Один мой знакомый сказал, что, если ты не хочешь, чтобы у тебя были свободные деньги, купи себе дачу.
Полина Тришина: Да, возможно, но, к сожалению, сейчас люди чаще всего покупают дачу, чтобы судиться. Чтобы всегда быть в тонусе, чтобы было с кем поспорить, сходить на собрание и как следует прокричаться. Начинается май, и люди, первый раз выехавшие на дачу в начале сезона, начинают обрывать телефон: мой сосед передвинул забор на два сантиметра, председатель сказал, что нужно платить не 25 тысяч, а 28. А кто-то закопал канавку, – в результате нижележащие участки затапливает и вымывает из грядок семена.
В июле наступает затишье, – люди, навоевавшись в мае, начинают искать позитив. А к осени созревают до подачи заявления в суд, – осенью у нас ожидается очередной всплеск желающих получить в том числе юридическую консультацию и пойти в суд.
Ильмира Маликова: Конечно, судиться можно, но достаточная ли у нас нормативная база, чтобы судиться? И не безнадежное ли дело – судиться с органами местного самоуправления?
Полина Тришина: Практика показывает, что нормативная база у нас достаточная, – недостаточно правовых знаний. Московский союз садоводов работает уже тридцать пять лет, но каждый второй, приходящий к нам, говорит: я писал в прокуратуру, в администрацию, жаловался в правительство и даже президенту, но результатов никаких… Но пора бы уже понять: защита нарушенного права осуществляется только судом! И никто, кроме суда, не обяжет стороны сделать что-либо. Действительно, правовая база, особенно в части регулирования соседских отношений, мягко говоря, несовершенна, и того самого давно ожидаемого соседского права, то есть поправок к ГК, который будет регулировать соседские отношения, мы пока не дождались. Но я все-таки надеюсь, что Дума этого созыва такие поправки примет.
Ильмира Маликова: Что нового появилось в нашем законодательстве?
Полина Тришина: Перед походом в суд я рекомендую вам ознакомиться с Обзором судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими некоммерческими объединениями за 2010-13 годы, который был утвержден Президиумом Верховного суда РФ от 2 июля 2014 года. Если вы внимательно прочитает документы, вы, вероятно, сможете найти ответы на свои вопросы. На что стоит обратить внимание? Только суд защищает нарушенное право. когда вы идете в суд, в первую очередь необходимо продумать, в чем именно заключается нарушение вашего права Неподготовленному человеку, не юристу, это бывает иногда сложно сделать. Также прежде, чем обратиться в суд с иском, необходимо понять, что вы хотите получить.
Ильмира Маликова: Именно, нужно говорить не, что сосед построил забор на моем участке, а я потерял определенный кусок земли.
Полина Тришина: Правильно. Действия соседа привели к уменьшению участка, либо можно сделать акцент на том, что уменьшилось количество урожая. Опять же инсоляция – это освещенность солнечными лучами. Нормы инсоляции у нас установлены для окон жилых домов. А на участке происходит затенение, в результате которого снижается количество урожая. Например, я очень люблю черную смородину, ее урожай снизился с 10 килограммов до 5, поэтому еще 5 мне пришлось покупать на рынке. Допустим, на это было потрачено 1 000 рублей. В результате всего на лекарства у меня осталось меньше денег. Вот в этом и заключается нарушение права – ухудшилось качество жизни.
С 1 сентября 2013 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс: изменился порядок проведения собраний, а также и изменился порядок обжалования решений собрания. У вас есть всего лишь полгода. чтобы оспорить решение, которое вынесло собрание.
Ильмира Маликова: А каков новый порядок проведения собрания?
Полина Тришина: Ранее собрание считалось правомочным при присутствии более половины членов собрания, либо не менее половины уполномоченных. Сейчас такая норма содержится в ГК, соответственно, все уставы СНТ, которые говорят, что собрания правомочны при 30 процентах присутствующих не работают.